Викринские ворота
«Избербашский фасон», «узор Мирзабека», «три узора», «лоза», «версачи», «хунча», «жеваный», «с колоннами», «ленточный», «чеченский узор», «с подсолнухами», «с хешками»…
Это все они – викринские ворота с их национальными особенностями, что, впрочем, не сложно понять и по названиям. Названия дают сами мастера, потом они так и уходят в народ. Ворота эти, между прочим, – современный дагестанский бренд. Сюда, в Новые Викри, за особенными «фасонами» приезжают со всего Северного Кавказа, из Москвы, Екатеринбурга и даже Азербайджана. А самые высокие ворота заказываем только мы – дагестанцы.
Если строите дом, да такой, чтоб непременно красивее, чем у соседа, то прямиком к викринцу. Он точно скажет, каким камнем облицевать, какие ворота установить. Гнуть, ковать железо и обтачивать камни здесь умеют. Но так было не всегда.
Изучить новые дагестанские промыслы взялись ученые – доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН Амирбек Магомедов и кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник института Хизри Юсупов.
— В Дагестане что ни село – загадка. Это касается культуры, обычаев, традиций, которые в последнее время слабо изучаются. В прошлом году в нашем институте при поддержке Российского гуманитарного научного фонда взялись изучать состояние современных народных ремесел и промыслов с целью выявления перспектив их развития, – рассказывает Амирбек Магомедов. – Мы обратили внимание на промыслы переселенческого села Новые Викри Каякентского района. Как на выставке вдоль трассы представлены декоративно отделанные и раскрашенные ворота. Хочешь-не хочешь, залюбуешься. Новые Викри – редкий случай, когда традиции промыслов возникли на «пустом» месте.
До 1968 года селение Викри было расположено в горах Дахадаевского района. Жизнь в селе была сложной, и люди переселились на равнину. Так образовалось Новое Викри.
Курбан Курбанов одним из первых организовал производство в селе. До 2000-х годов он был единственным «къапулла уста» (в переводе с даргинского — мастер по изготовлению ворот). Сегодня в Новом Викри уже более 20 успешно развивающихся мастерских.
А все начиналось в середине 90-х, когда молодые викринцы работали в акушинских и левашинских цехах по изготовлению железных торговых контейнеров. Когда спрос на них упал, переключились на ворота.
— Последние 15 лет промысел развивался по всем законам формирования традиционного художественного промысла. У них нет специальных каталогов, пособий по обработке металлов, есть творческое видение и наработанный опыт по принципу «не боги горшки обжигают». Учат и привередливые клиенты, — продолжает разговор Хизри Юсупов.
За будущее «железных промыслов» ученые спокойны. Викринцы обеспечивают работой себя и других. Почти половина рабочих в мастерских «воротного дела» и «механической резьбы камня» – это жители соседних сел (Капкайкент, Башлыкент). А вот уходящие исторические традиции обработки дерева вызывают серьезное беспокойство, ведь до революции викринцы считались талантливыми резчиками по дереву. Точеные подносы, резные суповые ложки сегодня можно увидеть разве что в музее.
— Можно уверенно говорить о том, что исторические традиции кузнечного дела Дагестана сегодня трансформировались в промыслы сварщиков, слесарей по изготовлению крупногабаритных строительных изделий, — говорит Хизри Юсупов.
Вообще викринцы — народ предприимчивый. Легко берутся за всякое дело и умеют его организовать так, чтобы были и прибыль, и рост, и большие перспективы. Например, набирает темпы промысел обработки камня.
В советское время чуть ли не каждый викринец был строителем-каменщиком, часто в поисках заработка сельчане колесили по всей стране. Они-то знают, что камень как элемент декора имеет длинную историю. Однако такие изыски могли себе позволить обеспеченные люди. Сегодня технологии и возможности позволяют приобретать декоративный камень по довольно доступным ценам.
В 90-е годы здесь было одно небольшое предприятие Гаджикурбана Гаджикурбанова. И всего-то в нем было три станка. Работал спокойно, без конкурентов и авральных заказов. Пришлось уехать по приглашению на работу в Москву. Дело свое передал Руслану Магомедову. Тот организовал новый вид производства: точеные крупноформатные детали из камня для строительства, которые сегодня пользуются особым спросом. Появились еще цеха по изготовлению облицовочного и точеного камня пластических форм, каминов, родников… Материал для викринских камнерезов поставляют все карьеры Дагестана, в том числе знаменитые мекегинские.
Дагестанский камень сегодня – популярный бренд. И не только строительный, но в последние десятилетия и облицовочный камень стал широко востребованной продукцией дагестанских предприятий.
Дедовские традиции возрождаются в Дагестане в разных формах. Сельские предприниматели еще раз доказали, что и в селах можно развивать бизнес. И не просто развивать, а даже выводить его на внешний рынок. Они рады работать на местах. И это еще одна возможность для сельской молодежи реализовать себя.