Тема эта «заезженная», однако со вступлением в силу новых законов в сфере ЖКХ, думаю, вернуться к ней все же стоит. Ведь многое изменилось в законах и для самих поставщиков. Так, за выставление необоснованных счетов снабжающая организация ныне может поплатиться штрафом в размере чуть ли не в половину предъявляемого счета.
Как же будут начисляться долги за поставку воды сейчас, учитывая, что больше 70% водопроводных сетей и коммуникаций в республике давно исчерпали все нормативные и постнормативные ресурсы? Судя по квиткам, ничего не меняется. Снабжающая организация продолжает начислять суммы за потребление воды по нормативам, будто вода у нас кристально чистая и идет круглые сутки. О том, что в поселке Ленинкент два последних десятилетия почасовая подача воды, чиновники в принципе знают, но вот как-то перенести это знание на бумагу и отразить в начисляемых суммах не спешат. Это всего лишь частность, но и общая картина ничем не лучше.
«ДП» не раз уже публиковала материалы о состоянии водопроводов в Махачкале, Избербаше, Даг.Огнях, Хасавюрте, откликаясь на жалобы жителей этих городов, корреспонденты выезжали на места. По всем городам и районам, где идет централизованная подача воды, ситуация мало чем отличается.
Согласно данным Управления Роспотребнадзора по РД, половина водных источников не соответствует санэпиднормам, вода уже у самого источника не лучшего качества. Усугубляется ситуация изначально неправильной прокладкой коммуникаций, когда ливневки и канализационные трубы оказываются над водопроводными, а износ и тех, и других нередко приводит к авариям и смешиванию питьевой воды со сточной. Потому частые отключения ведут к попаданию этой общей массы в водопровод, и вместо питьевой воды из крана идет «кисель». Отсюда и вызванные этим вспышки инфекционных заболеваний, которые с настойчивой периодичностью прокатываются по городам и селам республики. Вот и вспышки гепатита, которые случаются уже каждый год, стали обыденным явлением. Но если люди получают хлорированную воду, тоже радоваться нечему: хлор – сильнейший яд, от этого метода очистки воды развитые страны отказались еще в 50-е годы прошлого столетия.
Минстрой республики из года в год констатирует, что износ водоснабжающих магистралей давно уже перевалил за отметку 70%. Более того, в 2014 и 2015 годах в связи с экономической ситуацией по многим объектам были сокращены расходы, предусмотренные по ФЦП и соответствующей республиканской программе «Чистая вода». И даже ввод 3-й ветки Миатлинского водовода, что, как ожидалось, решит проблему чуть ли не трети населения республики, сосредоточенного в Махачкале и близлежащих населённых пунктах, на деле улучшил лишь график подачи воды, но не ее качество. Достаточно пройтись по окраинам столицы или близлежащим поселкам, чтобы понять причину – это все та же изношенность сетей. Поэтому почти половина населения использует воду технической категории. Но что закономерно: счета предъявляются как за поставку питьевой воды, отвечающей всем санитарно-эпидемиологическим нормативам.
При этом, учитывая вновь принятые поправки в законодательство, возникает вопрос: каким образом водоснабжающие организации собираются взыскивать средства с абонентов. Как уже было обозначено выше, за выставление необоснованных счетов снабжающая организация может заплатить штраф в размере чуть ли не в половину этого счета. При существующем положении дел большая часть выставляемых счетов необоснованна, и не исключается возможность массовых судебных исков от граждан. Вопрос только в том, насколько активно население готово судиться за соответствие цены и качества поставляемой ему воды.
Комментарий пресс-службы Роспотребнадзора
По факту подачи населению непригодной для питья воды Роспотребнадзор Дагестана направил в правоохранительные органы материалы для возбуждения ряда уголовных дел. Проверки объектов водоснабжения и водоотведения продолжаются. В ходе уже завершенных проверок были выявлены нарушения организации производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды, организации и соблюдения режима в зоне санитарной охраны источников водоснабжения, несоответствия качества подаваемой населению питьевой воды, разработки схем водоснабжения и водоотведения. По результатам проверок вынесено 653 штрафа на сумму 6 млн 405 тыс. рублей. На рассмотрение в суды направлено 81 дело о привлечении к административной ответственности, по 17 принято решение о временном прекращении подачи недоброкачественной воды. Также в суды направлено 127 исков в защиту интересов неопределенного круга потребителей и 18 исков о нарушении санитарного законодательства. В правоохранительные органы направлено 9 постановлений о возбуждении уголовных дел.