Всё начинается с дороги


Оценивать прошедший год можно по-разному, если иметь в виду достижения и промахи в экономике. Но уж чего у него точно не отнять, так это развитие социальной инфраструктуры, которую – как в случае с дорогами – стоит отнести и к экономическим преобразованиям.
Постперестроечный период в Дагестане с его принципом «разделяй, разрушай и властвуй» слишком уж затянулся. И в плане обеспеченности комфортной и безопасной дорожной сетью дела обстояли далеко не лучшим образом, если излагать крайне сдержанно. И разруха более заметно отразилась как раз на автомобильных магистралях, городских и районных дорогах республики.
Если судить объективно, то до 2019 года кипучая деятельность дорожниками велась, конечно. Но то были местечковые примеры: строительство дорог к родному району руководителя республики, районам его приближенных, в редких случаях – друзей. И хорошо, что в Дагестане национальные квоты на руководящие должности застолблены за определенными народностями, так хоть кто-то имел право передвигаться по качественному асфальту.
С недавнего времени все меняется. За ушедший год в республике отремонтировано около 300 км автомобильных дорог, охвачено ремонтом 13 мостов, построено более 130 км автомобильных дорог и 18 мостов. Реализуя национальные и республиканские проекты дорожного строительства, республика активно формирует и воплощает собственные: в проект «Мой Дагестан – мои дороги» вошло 179 объектов улично-дорожной сети общей протяженностью около 150 километров.
В самой крупной республике СКФО весьма солидная протяженность и федеральных магистралей, загруженность которых, учитывая приграничный статус Дагестана, наличие морского порта и туристическую привлекательность, отражается на качестве дорожного полотна.
Как сообщили «ДП» в подведомственном Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий», в 2019 году в Дагестане приведено к нормативу около 200 км федеральных трасс, в том числе 31 км – капремонт, 36 км – ремонт, 120 км – поверхностная обработка.
На федеральной автомобильной дороге Р-215 завершены работы по капитальному ремонту на участках с 212 по 229 км, с 266 по 281 км, расположенных вблизи с. Кочубей. Отремонтировано три участка этой же трассы общей протяженностью 36 км – с 240 по 251 км, с 251 по 266 км – рядом с Кочубеем и отрезок с 333 по 343 км в черте Кизляра.
В 2019 году капитально отремонтировано четыре искусственных сооружения общей протяженностью почти 257 п.м. Речь идет о мостовых переходах через реку Сулак на 444 км, оросительные каналы на 368-м и 397-м км автодороги Р-215 Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала, а также лотке на 957-м км автомобильной дороги Р-217 «Кавказ».
– Мосты на 368-м км и на 397-м км и лоток на 957-м км построены фактически заново, на мосту через реку Сулак заменены плиты проезжей части, барьерное и перильное ограждения, устроено новое покрытие, отремонтированы опоры, выполнена окраска металлического пролетного строения, – подчеркивает Елена Бабайцева, руководитель пресс-службы ведомства.
Мост через оросительный канал на 397-м км федеральной дороги Р-215 Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала в Бабаюртовском районе Дагестана подвергся значительной реконструкции. Капитальный ремонт на искусственном сооружении стартовал в 2018 году. Проектом был предусмотрен значительный объем работ.
Так, федеральные дорожники установили новые балки и заменили сами пролётные строения, крайние и промежуточные опоры, выполнили гидроизоляцию и водоотвод, смонтировали новые деформационные швы, уложили новое покрытие на проезжей части. Верхний слой дорожной одежды выполнили из щебеночно-мастичного асфальтобетона на полимерно-битумном вяжущем. Данное покрытие обладает высокой эластичностью, способно «самозалечивать» мелкие трещины и устойчиво к образованию колейности.
Для повышения безопасности дорожного движения установили барьерное и перильное ограждение, обустроили тротуары, нанесли разметку из термопластика со светоотражающими шариками. В результате капитального ремонта длина двухполосного моста составила 32,2 м, ширина – 16,59 м.
Уделяется значительное внимание и проектно-изыскательским работам. В текущем году продолжается проектирование двух ключевых объездных дорог в республике – маршрутов в обход Хасавюрта и Дербента, идет проектирование устройства электроосвещения на автодороге Р-217 в 12 населенных пунктах (г. Хасавюрт, Манас, Джемикент, Великент, Нижний Джалган, Куллар, Даркуш-Казмаляр, Новая Мака, Советское, Новый Усур, Ново-Гапцах, Яраг-Казмаляр). После завершения этих работ все населенные пункты в Дагестане, расположенные у трассы «Кавказ», будут освещены.
Продолжаются работы по обеспечению безопасности: в рамках работ по обустройству федеральных автодорог республики в минувшем дорожно-строительном сезоне заработали четыре светофора – на 378 км трассы Р-215 Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала, на 740-м, 750-м, 864-м км – Р-217 «Кавказ». Для безопасности участников дорожного движения на объекте реконструкции с 805 по 817 км автодороги Р-217 «Кавказ» установлен модульный надземный пешеходный переход, на федеральных трассах республики выполнено дополнительное обустройство 12 наземных пешеходных переходов.
Дополнительно к 101 ранее установленной камере фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения установлены еще 23. В целях создания автоматизированной системы метеорологического обеспечения в 2019 году введены в эксплуатацию два комплексных поста дорожного контроля метеосистемы, два табло погодных условий и пункт учета интенсивности дорожного движения.
Финальную точку под занавес года, 24 декабря, поставили на границе с Азербайджаном. Довольно символичное событие, учитывая экономическую нагрузку возведенного сооружения и его возможности в плане развития туристических связей между двумя странами. Новый мост на государственном пограничном переходе между Россией и Азербайджаном через реку Самур открыли министр экономического развития РФ Максим Орешкин и вице-премьер Азербайджанской Республики Шахин Мустафаев. Путепровод протяженностью более 300 метров давно ждали как местные жители, так и участники рынков международной торговли.
Объект должен решить проблемы многочасовых пробок на границе и сделать связь приграничных районов более доступной, что важно, помня о том, что темп роста товарооборота между Россией и Азербайджаном один из самых высоких – 25%.
… Одну из главных проблем России регулярно затрагивает глава государства. Вполне вероятно, что и в предстоящем Послании Федеральному Собранию Владимир Путин коснется вопросов строительства и реконструкции дорожной сети страны. И если уже проделанная работа Президентом будет оценена по достоинству, значит, от одной из двух укоренившихся российских проблем удалось избавиться – дороги, с которых все начинается, строятся, реконструируются, открывая новые направления для развития.
Статьи из «Экономика»
Налоговый удар по «тени»

На службе развития регионов

Равноправие народов

Формы малые, но заметные

Стратегические решения

Медовое дело

Под крышей дома моего

«Черная метка» от энергетиков. «Дагэнерго» грозит коммерсантам отключениями света за долги
