Купить PDF-версию
19:49 | 03 июня, Вт
Махачкала
X
09:51 30.01.2015

Выпуск разрешен

В январе суда с грузами – редкие гости в Махачкалинском торговом порту. И не только потому, что это пик зимы, когда на море хозяйничают холодные северные ветры (до 40 метров в секунду), нередко поднимающие волну на высоту 11 метров, и именно в районе Дербента, Махачкалы. Но и потому, что это месяц штиля в торгово-экономической деятельности и отдельных бизнесменов, и крупных фирм, и государств. И все-таки в этом «тихом» январе работники Морского таможенного поста приняли и отправили 13 судов с цементом из Ирана, и с зерном – в Иран, перечислили в государственную казну 9 миллионов рублей.

— Ситуация в экономике страны сейчас не самая лучшая из-за известных всем санкций, удешевления нефти, а также падения курса рубля, — говорит начальник отдела таможенного поста «Морской торговый порт Махачкала» Алиасхаб Магомедов. – Но и такое положение вещей не навсегда, через год-другой, сказал Путин, все наладится. И даже этой осенью-зимой морские суда из соседних стран все-таки приходили к нам. Вы же знаете, что Иран — наш торговый партнер уже много лет. И, надеюсь, еще будет. Цемент, ковры, сухофрукты и даже чай поставляют они в Россию. В частности, внешнеторговый оборот Республики Дагестан и Исламской Республики Иран в 2014 году был такой: из Ирана вывезено цемента 314 тысяч тонн на сумму больше 14 миллионов долларов США, отправлено пшеницы на 76 миллионов 133 тысячи долларов.

— А ведь еще есть такие партнеры по внешнеэкономической деятельности, как Туркменистан и Казахстан?

— В сухогрузной гавани морского торгового порта построена первая очередь железнодорожной паромной переправы, обеспечивающая прямое железнодорожное сообщение с портами Каспийского бассейна. Мы, конечно, не можем сравниться с потоком грузов ни с железной, ни с автомобильной дорогами. К тому же у нас нет и пассажирских судов. Хотя в перспективе это тоже предусмотрено. Однако и в этих условиях мы пополняем казну государства.

— Насчет пассажирских судов – это интересно. Вряд ли они сильно разгрузят наземные дороги, но в этом что-то есть.

— Разгрузят, и еще как. Люди любят морские путешествия, потому что они необычны. Даже просто на лодке поплавать и то интересно. А тут целый пароход. И это будет довольно скоро, по словам Василия Колесникова, Главного федерального инспектора Аппарата Полномочного представителя Президента России в СКФО по Дагестану, как только вступит в строй морской грузопассажирский пункт пропуска в Махачкалинском торговом порту – в декабре 2016 года. Тогда же и мы, таможенники, справим новоселье: говорят, будет выстроено четырехэтажное здание, в котором разместятся таможня и некоторые другие службы.

— За 23 года, что ты работаешь в таможне, это, наверное, не первое и даже не второе новоселье будет?

— Я пришел на службу в таможню в 1992 году вместе с другими десятью выпускниками экономического факультета ДГУ. Нас распределили на разные участки работы от южной границы до Кизляра. В те годы там тоже действовал таможенный пост. Ну и время было!

Тогда еще не был принят Таможенный кодекс Российской Федерации и не определился статус Государственной границы территории России и Азербайджана. Таможенное законодательство зияло «дырами», которыми пользовались предприниматели всех мастей. Лишь попытки провоза оружия, боеприпасов могли быть отнесены к чистой контрабанде и могли закончиться тюремным сроком. А если мы обнаруживали в багаже и грузах наркотики, то передавали дела милиции.

Главным нормативным документом для таможенников в тот год стало постановление Правительства Республики Дагестан «Об усилении контроля за вывозом продуктов питания, сельхозсырья и товаров первой необходимости из республики». Ведь в начале 90-х годов Азербайджан провел денежную реформу, и в Россию от соседей хлынул поток обесцененных рублей, а цены на рынках выросли, предприниматели, как наши, так и азербайджанские, занялись спекуляцией. За границу потянулись караваны машин с крупным и мелким рогатым скотом, их сопровождали вооруженные автоматами боевики. В те годы на границе с Азербайджаном не было пограничных застав, и только на реке Самур, в районе «золотого моста», так его называли в народе еще со времен СССР, стоял пост ГАИ да еще мы, безоружные таможенники. Но мы справлялись со своими должностными обязанностями. А к 1995 году обстановка на границе несколько стабилизировалась, был принят Таможенный кодекс РФ, в котором были четко сформулированы понятия о контрабанде. На границе встали пограничные войска, таможенные смены стала прикрывать таможенная охрана, бандитские налеты на посты и прорывы с контрабандой через границу случались все реже.

В 1999 году меня перевели в морской торговый порт, и я начал службу ведущим инспектором по правоохранительной работе поста. Морская таможня Махачкалы была создана приказом ГТК РФ в октябре 1992 года как таможенный пункт и подчинялась Махачкалинской таможне. Первый сухогруз в 5000 тонн пришел в Махачкалу в феврале 1993 года из Ирана, а через два года морской порт получил статус международного.

Хорошо помню осень 1999 года, тот день, когда с дежурной сменой и кинологами впервые в жизни поднялся на борт морского судна. Это был паром «Махачкала-1». Кстати, сейчас они в Казахстан не ходят. Я ведь горский парень, родом из Буйнакска, и в морских делах – дилетант, никогда не ходил по морям. Размеры парома меня потрясли, а количество укромных уголков, где можно было припрятать наркотики и другую контрабанду, привели в растерянность. Начал с того, что изучил расположение корабельных кают, трюмов, машинных отделений, грузовых отсеков, помещений кораблей того класса, которые приходилось досматривать дежурным сменам. На это ушло чуть меньше месяца, зато сегодня я проведу вас по судну любого класса с закрытыми глазами.

— Какую отметку вы «шлепаете» на разрешительных к выходу в море документах?

— На корабельных манифестах после тщательной проверки морских судов ставится штамп «Выпуск разрешен», и это становится основанием для выпуска груза, – говорит Алиасхаб. – Это правило таможенного контроля за морскими судами заграничного плавания было утверждено Министерством внешней торговли СССР 21 ноября 1962 года, когда я еще не родился на свет.

В морском порту работаю уже пятнадцатый год. Были времена, когда объем грузоперевозок морем имел тенденцию роста. Это можно проследить по количеству заполненных таможенниками деклараций и денег, сданных нами в казну государства. Но не буду грузить цифрами. Скажу только, что уменьшение количества деклараций всегда связано с падением курса рубля по отношению к иностранной валюте.

Цифрами, и довольно впечатляющими, загрузил начальник поста Магомед Дарбишев.

— В январе все немного расслабляются, что ли. Плохо ли, хорошо ли, удачно или нет, но все договоренности, соглашения 2014 г. участниками внешнеэкономической деятельности исполнены. В начале января у бизнеса традиционно кратковременные каникулы, и это же время подведения итогов напряженного последнего квартала года, и в особенности декабря. Мы так же подвели итоги нашей работы. В 2014 г. в федеральный бюджет таможенным постом перечислено 213 млн 17 тыс. 230 руб. В 2013 г. цифры были такие: 196 млн 538 тыс. 740 руб.

На снимке (слева направо): Магомед Ханмагомедов, Алиасхаб Магомедов, Магомед Дарбишев, Махач Газимагомедов

Статьи из «Экономика»

Идёт активная заготовка кормов

4
Дагестан выступает одним из ведущих животноводческих...

Миллионы из тени. Результаты работы Комиссии по борьбе с фальсификатом

4
Дагестан, как и многие регионы нашей страны, сталкивается с серьёзной проблемой...

Спрос рождает повышение

6
Любое повышение доходов должно происходить по мере роста экономики. Если не будет роста...

Водный баланс агропрома

24
В труде мелиоратора много блага. Это и охрана окружающей среды, и предотвращение природных...

Прорывные проекты меняют экономику Дагестана

343
В Дагестане реализуются шесть амбициозных...

Новые приоритеты устойчивого развития

18
Использование цифровых технологий и...

Закрепить положительную тенденцию

10
В заключительный день работы Кавказского...

Плюс один завод

8
В последние годы рисоводство в Дагестане развивается очень динамично. В прошлом году был...

Стеклокомплекс укрепляет позиции

17
Ежегодно стенд республики на Кавказском инвестфоруме-2025...