Закон есть закон
Мы продолжаем обсуждать общественно значимые вопросы на страницах газеты. Сегодня поговорим о росте цен на основные продукты питания и не только с руководителем Федеральной антимонопольной службы РФ по Республике Дагестан Каиром Бабаевым.
– Каир Абуталибович, на что больше всего жалуются граждане, что не устраивает покупателей?
– В декабре у нас были кризисные цены на подсолнечное масло и сахар, как раз на это чаще обращалось внимание. После принятия Правительством Российской Федерации решения о регулировании цен на эти продукты обращений стало больше. Мы начали мониторинг рынка, проводим рейды по крупнейшим магазинам. Выявляем всех, кто продает дороже, иногда информацию направляем в прокуратуру и другие правоохранительные органы, которые имеют отношение к регулированию цен.
Я бы хотел обратиться ко всем, кто сталкивается с высокими ценами. Информация должна быть достоверной. Номер телефона, по которому можно сообщить о торговой организации, продающей указанные два товара по ценам выше, чем установлено решением Правительства РФ, – 8 (8722) 51-72-08.
– Но, кроме сахара и масла, есть и другие продукты первой необходимости: яйца, мясо, молоко…
– Если говорить о молоке, то, наверное, ситуация связана с тем, что в Российской Федерации пока еще не производят его в тех объемах, какие нужны населению. Насколько я помню, до 150 млн тонн еще не хватает в стране своего молока. Плюс играет роль нестабильность на рынке, связанная с отношениями, сложившимися с ведущими производителями молока, нестабильность рубля к иностранной валюте. Но и политическая ситуация на мировых рынках влияет на то, что цены пока только поднимаются.
На продукты питания цены растут больше, чем на все остальные товары. Пора уже создавать условия, чтобы мы у себя производили все, что можно. У нас для этого есть все условия. Нужно в этом направлении работать и правительству, и бизнесу, искать варианты, создавать нормальные условия для производителей, тогда у нас будет меньше проблем с растущими ценами.
– Какова же причина роста цен?
– Цены на сахар и подсолнечное масло сегодня поднялись не из-за дефицита, как в «девяностые», наоборот, имеем определенный избыток указанных товаров и повышенный спрос на эту продукцию из-за рубежа. Но там она стоит гораздо дороже. Поэтому все ринулись, забыв про своего потребителя, продавать за рубеж. Производителю неважно, в какую страну отправить товар, его интересует получение максимальной прибыли. Чтобы разрешить эту ситуацию, у нас вводятся экспортные пошлины.
– В цене каждого продукта питания немалую долю составляет транспортировка, то есть цена бензина влияет. После недавнего роста стоимости топлива дагестанцы предположили, что руководители АЗС устроили ценовой сговор. Эти монополии будут как-то разрушаться и есть ли они вообще?
– Если коротко, то в Дагестане сложилась уникальная ситуация для поставщиков: нет ни одного крупного монополиста в республике. Сейчас на розницу работает до 800 операторов АЗС, они работают в условиях свободной конкуренции. Но то, что происходит в Махачкале, конечно, никому не нравится.
Мы провели полное исследование топливного рынка, пытались применить к нарушителям максимум санкций, предусмотренных антимонопольным законодательством. После анализа всей этой ситуации эксперты Антимонопольного управления центрального аппарата сами не нашли в происходящем предмет для того, чтобы УФАС с ними разбиралось, нам пришлось отступить. Но мы всегда следим за тем, чтобы АЗС не выходили за рамки ценовой политики, сложившейся в среднем по России. Сейчас цена на газ автомобильный установилась в пределах 23-24 рублей, это средняя цена на территории страны.
– Ещё один больной для нас вопрос – тарифы на перевозку пассажиров. Тоже попахивает каким-то сговором, потому что непонятно, как они повышаются.
– Главная беда в том, что в этой сфере никто из индивидуальных предпринимателей не находится в юридических взаимоотношениях с Махачкалой. Мы предложили исправить эту ситуацию, добиться права каждого ИП участвовать в конкурсах, быть самостоятельной единицей. В 2019 году мы выдали предписание, в соответствии с которым городу нужно было вводить эту систему. Однако оно было обжаловано в Центральном аппарате ФАС по той причине, что у 8 компаний, которые сейчас действуют на территории города, сроки по контрактам длятся по 2021, 2022, 2023 годы. Поэтому до завершения сроков ломать юридические взаимоотношения мы не имели основания. По завершении сроков контрактов, предполагаю, в городе будут приниматься указанные меры.
Но вот что хочется сказать: некоторые компании заинтересованы в повышении стоимости перевозки, хотят поднять до 47-48 рублей. С учетом того, что мы имеем по уровню жизни в Дагестане, считаю, что и 23 рубля – это много. Как показывают исследования, которые мы проводили, если индивидуальный предприниматель получит отдельный договор и будет работать только на себя и на город, он может неплохо зарабатывать и при цене 20 рублей за пассажира.
В заключение скажу, что в нашей практике есть случаи, когда штрафы к нарушителям в той или иной сфере деятельности достигали 20, 30 и 42 млн рублей. Поэтому нормы антимонопольного законодательства нужно уважать. Законы на то и законы, чтобы их соблюдать.