У ныне акционированных муниципальных коммунальных служб и представляющих потребителей товариществ собственников жилья (ТСЖ) ответы на эти вопросы диаметрально противоположны. Кто же прав? В этом мы попытались разобраться, собрав их за круглым столом в нашей редакции, пригласив к разговору также специалистов государственных структур, ответственных за то, чтобы он, этот ответ, соответствовал букве и духу существующих у нас в стране законов.
В обсуждении непростых взаимоотношений поставщиков жилищно-коммунальных услуг и их потребителей приняли участие: Магомед Кушкунов — заместитель руководителя Государственной жилищной инспекции РД, Завир Казиев- начальник жилищного отдела Министерства строительства и ЖКХ РД, Сергей Пешков — главный инженер ООО «Дагестанэнерго», Алимурза Бийболатов — начальник топливных сетей ООО «Дагестанэнерго», Эльхан Зейналов- заместитель директора ООО «Энергосбыт-1», Абдулманап Магомедов — начальник оперативного технического контроля Госжилинспекции РД, Гамид Гаджиев — эксперт контроля главных рынков естественных монополий УФАС по РД, Хасмагомед Нурмагомедов — президент ассоциации ТСЖ Дагестана, Хаджимурад Каласов — председатель ТСЖ «Ленина, 18», и Магарам Зухрабов — председатель ТСЖ «ФММ». Предлагаем наиболее интересные фрагменты их полемики.
Магомед Кушкунов
— Госжилинспекция находится на стыке взаимоотношений поставщиков и потребителей коммунальных услуг, и нам видны их проблемы. Как и в прошлые годы, минувший сезон принес множество жалоб граждан на предоставленные услуги. Большая их часть пришлась на организацию отопления.
Виновными сбоев в подаче тепла были как управляющие компании и ТСЖ, так и ресурсоснабжающие компании. Это происходит, на мой взгляд, из-за несоблюдения законодательства, точнее, статей Жилищного кодекса о предоставлении услуг, причем нарушают кодекс обе стороны.
В настоящее время все потребители должны работать с ТСЖ и управляющими компаниями. В случае когда энергопоставщик нарушает свои обязательства, они должны выступить в защиту прав конечного потребителя. Есть установленные юридические действия, и они должны быть определены соответствующим договором между ТСЖ (либо управляющей компанией) с поставщиком. На данный момент, можно отметить, поставщики сами занимаются сбором платежей. В случае прекращения либо приостановки оказания услуги это не берется во внимание при их начислении, при этом зачастую обязывают потребителя платить за неполученную услугу.
Завир Казиев
— Мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда к нам поступают жалобы, что управляющие компании сдают в аренду чердачное помещение или придомовые территории. Хотя на общих собраниях жильцов должны быть обозначены намеченные работы управляющей организации на весь текущий год. Жильцам, как правило, приносят договор на двух листках, хотя к нему в обязательном порядке должен прилагаться полный перечень планируемых работ. Человек должен знать, за что он платит! К тому же в каждом офисе товарищества либо управляющей компании должен быть наглядный стенд, несущий полную информацию о проделанной работе, о поступивших финансовых средствах.
Хасмагомед Нурмагомедов
— Мы заключаем договоры на поставку коммунальных услуг, но не на сбор. Если же мы возьмем на себя это обязательство, то с нас потребуют 100% погашения счетов. Разве это справедливо? Мы стараемся не доводить дело до суда и ведем работу с собственниками, рассчитывая на их сознательность. У нас есть абонентская служба, ее люди ежедневно ходят по домам, но нам с этим не справиться. Все поставщики сами хотят собирать деньги, а мне и любому другому председателю ТСЖ это не выгодно. На сегодняшний день ТСЖ часто закрываются, люди все бросают и уходят.
Эльхан Зейналов
— В основе бизнеса лежит прибыль, и будь то тепло, электроэнергия или вода – все упирается в нежелание платить, а отсюда ухудшение качества предоставляемых услуг.
Что касается «Энергосбыта», то он не является монополистом, это агент по начислению и сбору денег, и это сегодня в каком-то ключе является удобным. Я как представитель водоканала в «Энергосбыте» хочу сказать, что это сделано для непосредственного решения задач с потребителем. Над оптимизацией системы ЖКХ ломают головы не только республиканские, но и федеральные управления. Это работа кропотливая и долгая, и в один день ее не сделать. Чтобы услуга хоть как-то была доведена до потребителя в Махачкале, необходимо 250 млн. рублей платежей ежемесячно.
Если говорить о приписках, то я отвечу: их нет! Любой факт я готов поднять и проверить. Люди при изменениях жилплощади (либо увеличении количества жильцов) жалуются на дочисление и, как правило, отказываются платить.
Хаджимурад Каласов
— Меня интересует именно 50% исправных плательщиков, они платят год от года, а у вас постоянно аварии. По всей Махачкале сутками не бывает воды. У меня вопрос, почему при этом не делают перерасчет?
Мы хотим заключить договоры со всеми поставщиками. А, к примеру, «Лукойл» дал нам огромный пакет с договором, сравнимый не с кандидатской, а с докторской диссертацией. Мы направили протокол разногласий, потому как это приговор нам, потребителям. В соответствии с этим договором у нас нет никаких прав! Они могут в любое время отключить и пеню начислить, а мы никаких прав не имеем. Потому у многих ТСЖ, в том числе «Ленина, 18», нет и по сей день договоров ни с «Лукойлом», ни с «Водоканалом». Единственное, мы заключили договоры с комбинатом благоустройства.
Магомед Кушкунов
— Хочу сказать всем сторонам жилищного права: надо закон соблюдать. Вы должны пригласить по заявке своего жильца представителя ресурсопоставляющей организации и составить акт, выявить причины, и на основании этого акта должен быть совершен перерасчет. Если же вы не сходитесь во мнениях, то можете пригласить жилинспектора.
Есть случаи, когда приписывают несуществующих жильцов и делают перерасчет. Это происходит потому, что опять закон не соблюдается. Количество людей, площадь — все это должны контролировать управляющая компания и ТСЖ. Ни у кого нет права вносить эти изменения без ведома этих организаций.
Магарам Зухрабов
— Я утверждаю, что все необходимое в моем доме ТСЖ сделано. Подвалы у меня сухие, утечек в трубах нет, да и с благоустройством территории все нормально. Но вы мне объясните, пожалуйста, как можно подавать тепло на весь дом, во все квартиры, если при входе к нему температура не более 50 градусов? Давление в сетях постоянно скачет. Мы неоднократно составляли акты по этим фактам. Однако их поставщики регистрировать не желают. Почему? Если будет тепло, у жильцов не будет и жалоб. Пока же картина иная… Мы не перестаем обращаться с жалобами, кстати, и жилищная инспекция нам помогает в составлении актов, но изменений в лучшую сторону пока нет. А ведь мы платим за тепло по тарифам.
Сергей Пешков
— Объяснение такое. В прошлом году до начала сезона прошло совещание, где присутствовали все ТСЖ при участии первого заместителя администрации города Махачкалы. На нем мы говорили о том, что необходимо сделать ТСЖ и управляющим организациям перед началом отопительного сезона. Каждому ТСЖ было сказано о необходимости промывки, очистки, установки стояков и перегородок…
Также было сказано, что должны быть приведены в соответствие с проектом элеваторные и тепловые узлы. Было это сделано? Нет. Предписания наши не были выполнены, а как мы должны обеспечивать качественные услуги по подаче потребителю тепла? В следующий отопительный сезон, предупреждаю, дома, в которых не выполнят наши замечания, вообще будут отключены от теплоснабжения. Договоров не будет. Вы нам портите всю гидравлику!
Магарам Зухрабов
— Все у нас в порядке, и утечек нет, но и тепла нет.
Магомед Кушкунов
— Мы к этой организации, поставщику тепла, имели множество нареканий. Вот вы говорите, что тепловой узел должен быть. Еще в советские годы их убрали, а теперь вы хотите, чтоб их жильцы домов восстановили. Пусть восстанавливает тот, кто их убрал. И по давлению претензии у ТСЖ справедливые…
Хаджимурад Каласов
— Вы взяли свою ТЭЦ с долгами, а теперь эти долги взваливаете на жильцов. Я множество раз говорил: Не надо тревожить жильцов. Если есть какие-то претензии, предъявляйте их ТСЖ. По закону мы представляем интересы жильцов.
Сергей Пешков
— Я вам так отвечу. Если вас не устраивает качество услуги и тепло вы не получаете, то закройте окна и, установив счетчики, платите справедливую цену. Что касается актов. Их всего в этом году было 33, нам их вменили по судам. Ни по одному из них не была произведена оплата. Все они опротестованы как несправедливые к той организации, что называлась ООО «Лукойл-Ростовэнерго». Теперь мы называемся ООО «Дагестанэнерго», и у нас больше самостоятельности и возможностей навести тут порядок. Надо понимать и то, что потребитель должен услуги оплачивать. Миллионы рублей недоплачены. У нас долги, и мы продолжаем на них ставить кресты из-за срока давности. Эти деньги не вернуть, а люди продолжают не платить. Также не все наши потребители учтены, это также немалые расходы, которые ложатся на наши плечи…
Вы говорите: воду горячую отключают, а вы спросите, город хоть копейку платит за наше обслуживание сетей горячего водоснабжения? Деньги получает Водоканал. Вот это еще одна проблема, которая ложится на нас. Отопительный сезон закончился, а когда мы получим плату за доставленное нами тепло? Хорошо, если к концу года… 
Абдулманап Магомедов
— Закон обязателен для всех, и те утверждения, что у дагестанцев особый менталитет, – не оправдание. Закон должны исполнять все без исключений. Каждый должен разрешать свои проблемы сам. Дайте в дома тепло согласно договорам с соблюдением необходимых параметров. Мы множество раз Вам об этом говорили. По этой причине было порядка сорока предписаний инспекции. Вы этого сделать пока не можете, так признайте свои недоработки.
Есть, конечно, замечания и к ТСЖ и к управляющим организациям. В частности, ТСЖ «Ленина, 18» , да и другие ТСЖ, которые в своих домах провели капитальные ремонты за счет средств фонда содействия реформированию ЖКХ, вполне могли установить приборы учета. Установи их, и сегодня проблем было бы меньше.
Магомед Кушкунов
— Добавлю к сказанному, что поставщик тепла обязан согласно закону делать перерасчет по фактической температуре, которую получил потребитель. Перерасчет должен производиться раз в год. Зима бывает холодной и теплой, так же, как и вода, которая поступает в дом. Потребитель также не должен платить за дни, когда тепло в дома не подавалось. Вы этого перерасчета не делаете. Также потребитель вправе не платить за электричество, если в сети малое напряжение или если в трубах течет техническая вода.
Алимурза Бийболатов
— Мы здесь собрались, чтобы обменяться соображениями, высказать предложения, как исправить существующие проблемы, но судя по тому, как складывается разговор, выходит, что во всех бедах виновата наша ТЭЦ. Это, конечно же, не так. У нас множество проблем. К слову, у нас также постоянно отключают электричество, и таких моментов множество.
Гамид Гаджиев
— Проблемы, озвученные здесь, актуальны для каждого дагестанца. По моему мнению, говорю это как сотрудник УФАС, их не решить без регулирования деятельности электро- и газоснабжающих организаций. Если не остановить рост тарифов, проблемы эти не разрешатся никогда.
P.S.
Признаться, нам, журналистам, на правах рядовых потребителей услуг импонировала позиция, которую озвучил заместитель руководителя Государственной жилищной инспекции РД Магомед Кушкунов, аргументировавший свои слова конкретными пунктами жилищного законодательства. Судя по его словам, а также по личным впечатлениям, от эмоциональной перебранки сторон, нарушений Жилищного кодекса РФ, регламентирующего эту сферу, здесь предостаточно. Да и известная аксиома – покупатель, в нашем случае потребитель всегда прав — не работает. Нет здесь, похоже, и конкуренции с борьбой за клиента, то есть нет рыночной экономики, а значит просто глупо ожидать частных инвестиций в эту сферу. Как сказал один из руководителей ТСЖ, «нам приходится денно и нощно доказывать, что мы не верблюды». Это говорят жильцы, им деваться некуда. Бизнес же этого не терпит и в эту сферу просто не идет. Достаточно пессимистический вывод и надежды на теплую зиму.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




61