Залог возрождения дагестанского села
В конце октября в МГУ им. Ломоносова прошел крупный форум экономистов, ученых-аграриев страны, где обсуждались проблемы развития сельских территорий. В пленарной части форума с докладом выступил наш постоянный эксперт, профессор Дагестанского государственного университета народного хозяйства, почетный работник АПК России Шарип Шарипов. Мы попросили его поделиться своим видением ситуации в этой сфере.
– Шарип Исмаилович, весь этот год активно обсуждают проблемы сельских территорий. Чем обусловлено такое внимание?
– Дело в том, что на определенном этапе о важности развития сельских территорий несколько подзабыли – были заняты созданием городов, развивали в них экономику и быт, а село развивалось по остаточному принципу. Возьмем тот же жилищный вопрос: горожан государство обеспечивало жильем, в то время как сельчане должны были сами его строить. Вот и нарастал разрыв в социально-экономическом развитии между городом и селом. Как следствие – сельские жители при первой возможности спешат перебраться в город, где иной комфорт и иные возможности трудоустройства.
Отрадно, что с 1 января 2020 года стартует новая государственная программа по комплексному развитию российского села, предусматривающая выделение значительно больших средств, увеличение по сравнению с существующей программой количества мероприятий. Речь идет о новых направлениях: ипотечном кредитовании под 3% годовых, льготном кредитовании на обустройство домовладений и о придании сельским территориям современного облика. Добавлю, что доказавшие свою эффективность прежние меры по поддержке сельских территорий сохранились.
Но тут же стоит отметить, что в проекте федерального бюджета уже наметилось отклонение от программных цифр в сторону снижения, о чем шла дискуссия на форуме. Да и перечень программных мер нуждается в дальнейшем расширении.
– А что происходит сегодня на селе? Кроме официальной статистической информации, существуют иные формы оценки состояния сел?
– Как раз для того, чтобы создать реальное представление о происходящем, мы организовали соответствующую экспедицию, расскажу о ней чуть позже.
Если говорить о статистике, то очевидно, что люди покидают села, хотя в Дагестане чуть в меньшей степени, чем в других регионах. Анализ показывает, что в 2018 году к уровню 1990 года сельское население выросло только в 23 субъектах страны, среди которых Дагестан с индексом 162% занимает первое место. В целом по стране наблюдается снижение – индекс составил 96,3%. По численности сельского населения Дагестан уступает только Краснодарскому краю, хотя по общей численности мы находимся на 12-м месте в стране. Надо признать, многие городские жители республики сохранили свои сельские прописки, что также сказывается на показателях роста числа сельских жителей.
Учитывая, что существующие методики формирования информационной базы не позволяют получить реальную картину происходящих процессов, в этом году мы с коллегой профессором Шахмарданом Мудуевым в рамках научной экспедиции от Дагестанского государственного университета народного хозяйства объехали более двадцати сельских поселений шести районов горной части республики. Это первая подобного рода экспедиция по сельским территориям Дагестана за последние годы. Мы ставили целью изучить уровень сельского обустройства, что позволит выработать рекомендации по решению первоочередных проблем.
Важный критерий оценки ситуации на селе – число детей, пришедших в первый класс. Печально, что в ряде сельских школ численность первоклассников составляет 1-4 ребенка. В то же время радует, что программа «100 школ» дошла до самых высокогорных сел, где налицо изменяющийся облик средних школ, которые десятилетиями не ремонтировались (на снимке). Меняются в лучшую сторону дороги во многих селах, хотя впереди еще много работы. Состоятельные выходцы из сел потихоньку восстанавливают домовладения, куда летом семьями приезжают отдыхать.
Неправильно, когда глава села может не дать кусочек земли местному жителю, если даже имеются сотни гектаров пустующих площадей
Однако наблюдается и низкий уровень экономической активности: во многих районах, в том числе с развитым животноводством, нет реализуемых инвестиционных проектов, которые и должны создавать рабочие места, формировать спрос на качественную сельхозпродукцию. Ведь многие альпийские луга утопают в обильном травостое в ожидании отар овец или пчелиных пасек.
– На ваш взгляд, экспедиция позволила выявить, как решать проблемы сельской местности?
– Вот нам и нужно сегодня определить приоритеты, с которых начинать эту работу, не дожидаясь прихода больших бюджетных денег в строительство школ, клубов и других объектов инфраструктуры, поскольку может получиться так, что все это будет создано, а людей к тому времени, особенно молодежи, может в селах не оказаться. А заселять их заново будет сложнее.
Настрой на развитие в компактных селах, какими они становятся в горах, зависит от главы сельского поселения. Если им оказывается человек авторитетный, уважаемый, то и решение любых, самых сложных проблем легко можно найти. И даже если оно затягивается, видя усилия главы, его нацеленность, люди успокаиваются, ждут результата, и важно не обмануть их надежд.
Бывает и так, что одно село утопает во внутрисельских разборках на фоне того, как другое по соседству преображается. Но сегодня существует множество программ, участие в которых всецело зависит от расторопности главы села, его ответственности, умения налаживать отношения.
– И какая картина в этом плане выявилась в ходе экспедиции?
– К сожалению, в отдельных селах жители подолгу не видят глав администраций сел, что лишает возможности получать справки или обращаться с другими запросами. Нельзя забывать, что глава села – представитель власти, которая на повседневной основе соприкасается с людьми, и по тому, как работает местная администрация, жители судят об эффективности всей вертикали власти.
Неправильно, когда глава села может не дать кусочек земли местному жителю, если даже имеются сотни гектаров пустующих площадей. А такая ситуация ускоряет отток жителей из сел, где главы вместо решения проблем их только создают. Считаю целесообразным более внимательно подойти к формированию самого низового, но очень важного уровня власти – глав сельских поселений. Ведь ненормально, когда на эту должность выдвигают иногда человека неподготовленного, не имеющего жизненного и профессионального опыта. Актуально создать в республике своего рода Школу главы муниципалитета, в которой должны проходить обучение навыкам управления поселением вновь избранные руководители или повышать квалификацию уже работающие, но учителями не должны выступать те, кто не представляет даже отдаленно принципы функционирования местной власти.
– Чему же должны обучать в такой школе?
– Во-первых, для вновь избранных глав сельских поселений требуется организовать специальный интенсивный курс по их введению в сферу полномочий, предусматривающий получение соответствующего набора компетенций по вопросам, с которыми придется сталкиваться при выполнении обязанностей. Важнейшей задачей является качественное ведение похозяйственных книг. В ходе поездки мы выяснили, что не везде они ведутся должным образом.
Во-вторых, необходимо обучить глав сельских поселений взаимодействию и формированию эффективных взаимоотношений с районными администрациями.
В-третьих, актуально знакомство администраций сельских поселений с содержанием основных мероприятий соответствующих государственных программ, предусматривающих вовлечение в их реализацию представителей местной власти. При этом важно обучить своевременно и качественно составлять заявки для участия в программах по поддержке местных инициатив, обеспечению чистой водой, газификации и т.д.
Ведь у глав сел огромный пласт полномочий, и без умения выстраивать работу им не справиться. Скажу больше: глава села отвечает за своевременную вакцинацию как людей, так и сельхозживотных, чтобы не допустить возникновения непредвиденных ситуаций. Будет очень полезным подготовить Памятку главы сельского поселения с отражением основных аспектов организации жизнедеятельности села. Перечислять и дальше круг забот можно долго. Важно помнить, что жить в расчете на авось в наш сложный век уже нельзя.
– Какая роль, на ваш взгляд, отводится непосредственно сельскому хозяйству в возрождении сельских территорий?
– Безусловно, одна из важнейших. Однако нужно учитывать, что сегодня в среднем в одном сельхозпредприятии (а это в большинстве своем СПК) числится около десяти человек. Это при том, что средняя численность дагестанского села составляет около тысячи человек. Поэтому нам надо адаптировать существующие программы к сложившимся реалиям. К примеру, программа развития горных территорий предусматривает оказание господдержки юридическим лицам либо предпринимателям. Учитывая, что в большинстве сел аграрную деятельность ведут ЛПХ населения, важно распространить на них господдержку. Мы увидели, что в ряде районов сельское население вместо кос для сенокошения использует средства малой механизации – мотоблоки или бензокосилки. Вот и нужно ввести субсидирование приобретения такого инвентаря.
Взять за пример хотя бы Ставропольский край, где разработан проект для ЛПХ «Сад под ключ», идеально вписывающийся в наши условия. Или же Татарстан с его высокотехнологичным сельским хозяйством, который ежегодно направляет на поддержку более чем двадцати направлений по 500-600 млн рублей из республиканского бюджета, что является актуальной мерой поддержки.
Вот об этих и других предложениях я говорил в своем докладе на форуме.
Учитывая исключительно важную роль села в развитии республики и в целях привлечения внимания и консолидации усилий на решении множества сельских проблем, предлагаю объявить 2020 год Годом развития села в Дагестане.