X
06:21 16.05.2008

Заморозка, разморозка — детская игра…

Приказ: остановить рост цен!

Осенью прошлого года цены на продовольствие в России начали расти. Да такими темпами, что правительство забеспокоилось: прогнозировали инфляцию 8-10 процентов, а она, подкармливаемая из разных источников, переросла эти показатели. А впереди —  парламентские и президентские выборы. Как же накануне таких важных политических событий допустить рост цен? Срочно остановить! И вот в середине октября 2007 года ряд производителей и торговых сетей по настоятельной подсказке правительства заключил соглашение о замораживании цен. До конца года. Цены были заморожены на социально значимые товары: хлеб, нежирные молоко, кефир, сметану, подсолнечное масло.

Но остановить рост цен не удалось — игроков на рынке, которым никто не указ, много. С момента заморозки и до конца 2007 года цены на разливное и сгущенное молоко, а также нежирный творог выросли примерно на 4 %.. В то время, когда в России был включен режим «заморозки», мировые продовольственные рынки лихорадило. Росло в цене буквально все. Причем и после новогодних праздников. К примеру, растительное масло в январе подорожало сразу на 100 долларов — до 1450 долларов за тонну. Россия, являясь крупным игроком на масличном рынке, должна была немедленно отреагировать на такую отличную мировую конъюнктуру и поднять цену на свой товар. Для наших экспортеров это большое благо, ведь радуемся же мы сумасшедшим ценам на нефть. Но нельзя, дано честное пионерское слово о заморозке! А с другой стороны, высокие оптовые цены непременно отзовутся на рознице, то есть на нас с вами. И чему тогда радоваться?

Парламентские выборы прошли, но цены не угомонились, а ведь впереди  — президентские выборы. Что же делать? Правительство ничего оригинального придумать не смогло, как «упросить» продлить режим заморозки уже до 1 мая 2008 года. И вот в последний день апреля все телеканалы наперебой загалдели, что с завтрашнего дня возможно значительное подорожание продуктов питания, эта тема стала номером один в Интернете, газеты не преминули её затронуть. Словом, была организована громкая шумиха. Прошла первая половина мая. И что же? Каков результат разморозки цен? А ничегошеньки не произошло, цены остались практически на том же уровне.

Не слушаюсь и не повинуюсь!

Что же это получается? Правительство устами наиболее влиятельных игроков объявляет о заморозке цен, а они растут себе потихонечку и растут. Объявляется о разморозке — они остаются такими же. То есть, цены перестали подчиняться чиновникам, они вышли из-под их контроля. Это — добрый знак, знак того, что в стране наконец начала зарождаться нормальная рыночная экономика.

Но чиновники всё еще не теряют надежды поуправлять ценами. И даже организовывают «глас народа», что регулирование цен необходимо. «На мой взгляд, надо перестать играть в либеральную романтику, инструменты госрегулирования широко применяются в ряде западных стран. Можно использовать этот опыт и, не стесняясь, сделать так, чтобы все отношения были справедливыми и честными», — высказал свою позицию глава Минсельхоза Алексей Гордеев. С такой позицией согласны не все. В частности, московский мэр Юрий Лужков заявил: фиксация цен является «дурной приметой решения вопроса административным способом». Многие аналитики считают, что в странах Запада рынок давно стабилизировался, и возможностей для необоснованного роста цен там уже практически не осталось. Именно поэтому они могут позволить себе вводить ограничения на торговые наценки. Лет через десять, возможно, и российский рынок так окрепнет, что не почувствует на себе такие ограничения, но пока вмешательство чиновников в вопросы ценообразования безболезненно не проходит.

Считать или думать?

Не надо быть большим экономистом или аналитиком, чтобы понять: регулирование цен не только бесполезно, но даже и вредно. Вредно не чиновникам — от этого страдаем мы, покупатели. Во-первых, само словосочетание «государственное регулирование» непонятно и неверно: регулированием цен занимаются конкретные чиновники, а не эфемерное «государство». Следовательно, всегда есть возможность зарегулировать так, чтобы было выгодно им самим и лоббистам. В этой части наши чиновники — большие мастера. Во-вторых, любой продукт и товар, прежде чем попадёт к конечному потребителю, проходит через десяток рук, на стоимость влияют десятки факторов. И если кто-нибудь из этой цепочки, какой-то фактор не уложится в ограничительные рамки, то рушится вся конструкция.

Возьмём для примера молочные продукты. Заморозили стоимость нежирного молока, соглашение об этом подписали молокозавод и супермаркет. Что же происходит дальше? Видя, что кругом всё дорожает, фермеры (или иные поставщики молока) поднимают цену на свою продукцию — они соглашение о заморозке не подписывали. Молокозавод день выпускает нежирное молоко по старой цене, два дня, неделю, месяц. И супермаркет день продаёт это молоко по старой цене, два дня, неделю, месяц. Видя, что реальная прибыль ускользает из рук, молокозавод потихонечку уменьшает долю нежирного и увеличивает долю жирного молока, не подпадающего под заморозку, и значительно поднимает отпускную цену, дабы наверстать упущенную выгоду. И магазин, видя, что из-за торговли товарами, попадающими под «заморозку», падает прибыль, вводит дополнительную наценку на другие товары. И что же получилось в результате? Из торговли исчезло дешёвое нежирное молоко, а цены на жирное молоко значительно поднялись, так же, как и цены на другие товары.
Конечно, механизм ценообразования не столь примитивен, как здесь он обрисован. Но эта упрощённая схема наглядно демонстрирует: нельзя вмешиваться в вопросы ценообразования. Рынок сам всё отрегулирует. Похоже, многие наши чиновники никак не могут поверить, что без их ведома что-то может происходить.

Несостоявшееся рукопожатие

Некоторые аналитики еще осенью прошлого года посчитали, что заморозка цен  — это политическая пыль в глаза обывателя. И прогнозировали, что это подтолкнёт цены к росту. И не ошиблись. В тех регионах, где была введена заморозка, рост цен на «социально значимые» товары составил 5-10 %, а в регионах, где не были введены ограничения, они выросли на 6-7 %. Руководители некоторых регионов приняли решение продлить «заморозку» цен на основную группу продуктов. В частности, в Калининградской области «стабилизированные» цены будут действовать до 1 июля, а в Челябинской заморозили цены на хлеб до сентября.

Вообще цены на хлеб — это отдельная тема. Непрекращающийся их рост вынуждает федеральные и региональные власти искать выход.  Кое-где на полном серьёзе обсуждается идея о введении хлебных талонов для малоимущих. Если власти Сахалинской области можно понять (здесь стоимость батона хлеба перевалила за отметку в 30 рублей), то непонятно, зачем о талонах говорят в Ростовской области и даже в Ставрополье.

Похоже, что чиновники в очередной раз хотят продемонстрировать народу, как они заботятся о нём. Они хотят пожать невидимую руку рынка и заключить с ним соглашение, но до них не доходит, что это невозможно. Россия при умелом хозяйствовании в состоянии обеспечить хлебом полмира. И вводить в этой стране карточки на хлеб? Что может быть позорнее?
 

Статьи из «Экономика»

Кадры: с учётом новой реальности

1
В ушедшем уже году в своём Послании Федеральному...

Аквакультура на оптимизме

26
Дагестан располагает достаточно весомым водным фондом внутренних водоемов с...

Вода будет!

2
Есть вода! Так был озаглавлен материал, опубликованный в предыдущем номере «Дагестанской...

Инвестиции в будущее страны

5
Несмотря на стремительный рост индивидуальных автомобилей, потребность в общественном...

Запрет на долги

54
С января по ноябрь 2024 года кибермошенники обманным путём завладели около 158 миллиардами...

Строятся заводы и хранилища

39
Производить разнообразную животноводческую и растениеводческую продукцию дагестанцы...

Жилинспекция проверит

7
Вопросы надлежащего содержания жилых домов, квартир, правильность и обоснованность...

Составляющие успеха

121
В эти зимние дни дагестанские аграрии активно ведут полевые работы, занимаются ремонтом...

Полвека в профессии

84
На одной стене кабинета висит картина одного из древних аулов Дагестана – величественного...

Энергопереход: в стадии активной реализации

27
Переход от ископаемых видов топлива к...

Есть повод задуматься

13
В конце прошлого уже года под руководством заместителя Председателя Правительства России...