X
07:38 29.07.2013

«Земельная реформа» или что это?

При изучении постановления Правительства Республики Дагестан о республиканских целевых программах у меня возникает вопрос: а почему одна республиканская целевая программа утверждается только Правительством РД, а другая - законом РД?

Республиканская целевая программа «Обустройство и реконструкция государственных скотопрогонов на территории Республики Дагестан на 2013-2017 годы» утверждена Законом Республики Дагестан № 78 от 2 ноября 2012 г.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 27 декабря 2011 г. № 509 «Об утверждении республиканской целевой программы «Автоматизированное обеспечение системы управления недвижимостью в Республике Дагестан на 2012-2016 годы» утверждена республиканская целевая программа, направленная на автоматизацию системы управления недвижимостью. Вроде бы обе программы одинакового ранга и значения.  А почему они так утверждены?  Видимо, для наглядности необходимо проанализировать обе программы, так как говорят, что цифры познаются в сравнении. При этом, чтобы не говорили об искажении их содержания, текст, взятый из программ, приведу курсивным шрифтом, а комментарии к ним обычным шрифтом.

Так как наиболее интересной и объемной является РЦП «Автоматизированное обеспечение системы управления недвижимостью в Республике Дагестан на 2012-2016 годы», ее рассмотрим первой. 

На ее реализацию предусмотрено 551,23 млн рублей из расчета 488,66 млн рублей из республиканского бюджета и 62,57 млн рублей из бюджетов органов местных самоуправлений.

 Интересно, тогда чем же занималось министерство и его специалисты, если до сих пор не знают, сколько у них земельных участков и сколько объектов недвижимости. А почему ежедневную свою работу и получаемую в результате информацию не вносили в компьютер? Или без выделения специальных денег зачем же данную работу выполнять? Выходит, что для выполнения своей повседневной работы министерству нужно постоянно ежегодно и желательно регулярно выделять целевой республиканской программой деньги. В этом случае де-факто получается использование денежных средств по целевому назначению, а вот де-юре почему-то потеряли и теряют каждый раз. А почему ранее принятые программы своих целей не достигли, и какие результаты в процессе их проведения республика получила?

 А до сих пор почему результаты выполненного разграничения не внесены в компьютер и не автоматизированы, где же их результаты? Выходит, что для покупки программы для автоматизированного учета объектов недвижимости и внесения в нее выполненной работы, то есть для сканирования, нужно из секвестрируемого бюджета республики на 2013 год выделить 101 миллион рублей, не считая тех, что уже выделялись.

 Что же у нас получается, ведь, по данным того же министерства, разграничение земель, находящихся в собственности Республики Дагестан, давно уже завершено, о чем было доложено Правительству РД на его заседаниях, по которым приняты соответствующие постановления, а выходит, нужны еще бесконечные деньги.

 А мы ищем деньги и где их сэкономить.  Что-то слишком дорогие земельные реформы проводят у нас, видимо, они потому и очень ценные.

 Единый учет всех объектов, считая федеральные, республиканские, муниципальные и частные земли, земельные участки и имущество, осуществляют органы кадастрового учета и Росреестра. 

У них эти процессы учета давно автоматизированы. Да и ранее действовавшие федеральные целевые программы аналогичного содержания были рассчитаны именно на федеральные структуры, которые уполномочены заниматься данными вопросами. В настоящее время у этих федеральных органов в режиме онлайн можно получить информацию о внесенных в общий реестр объектах недвижимости.

 В связи с этим какая необходимость в дублировании этих функций, да еще за счет больших денег из дотационного бюджета республики. Свой реестр каждый собственник должен иметь сам, иначе чем же вообще он занимается.

 В этой связи следует отметить, что если федеральный и республиканский собственники разграничили свои земельные участки на территориях муниципальных образований районов и городов, оставшиеся земли будут только муниципальными или частными. 

Следовательно, в проведении данных работ в целях разграничения муниципальной собственности никакой необходимости нет, и указанные в программе около двухсот миллионов рублей останутся в карманах республиканского и местного бюджетов.

По вопросу разграничения муниципальной собственности сельских поселений мною опубликована статья в газете «Дагестанская правда» в №№ 225-226 и 227, и потому более подробно о нем повторятся без необходимости нет никакого смысла.

Неоднократно проводились на территории всей республики работы по актуализации кадастровой стоимости земельных участков и инвентаризации земель.
 А как они определяют кадастровую стоимость каждого участка при проведении работ по актуализации, если не проведены работы по их межеванию, не определены площади земельных участков, их целевое назначение и разрешенное использование, не выявлены их собственники, арендаторы или иные пользователи, если они не поставлены на кадастровый учет. В постановлениях Правительства РД об утверждении результатов актуализации кадастровой стоимости указаны кадастровые номера земельных участков, на которые проведены оценочные работы.

 Отсюда напрашивается следующий вывод, что земельные участки, по которым проведены указанные оценочные работы, уже состоят на автоматизированном учете, по ним составлен соответствующий материал, в котором содержатся интересующие пользователя сведения. Следовательно, необходимости в их дублировании отдельной целевой программой нет.

 А что мешает обмениваться информацией по учтенным земельным участкам и, не проводя очередные дорогостоящие работы, за счет бюджетов путем межведомственного обмена информаций составлять свои реестры? Видимо, вопрос не в этом. 

Выходит, наш бюджет настолько хорош, мы дошли до такого уровня, что в целевых программах теперь будем инвентаризировать даже сельскохозяйственные угодья? Не смешной ли кажется эта затея? В рамках одной статьи рассказывать о данной программе возможности нет, но и того, что уже изложено, хватит для тех, которые хотели бы сэкономить бюджетные средства Республики Дагестан.

 Чтобы быть более понятным, приведем краткое содержание данной целевой программы, чтобы не говорили об ее искажении.

Цели и задачи данной программы:

 создание автоматизированной системы управления недвижимостью, находящейся в государственной собственности Республики Дагестан;

осуществление государственного учета земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости;

 выполнение работ по инвентаризации всех земель, проведение территориального землеустройства в целях разграничения государственной собственности на землю;

завершение работ по разграничению государственной собственности на землю с включением элементов инвентаризационного учета, мониторинга земельных участков, в том числе включенных в планы разграничения земель в предыдущие годы;

 создание условий для совершенствования налогового и неналогового администрирования, полного и достоверного информирования об объектах недвижимости, находящихся в государственной собственности Республики Дагестан, улучшение качества государственных услуг по предоставлению физическим и юридическим лицам сведений об объектах недвижимости, находящихся в государственной собственности Республики Дагестан.

При этом объемы и источники финансирования программы на 2012-2016 годы составляют 551,23 млн рублей, в том числе:

средства республиканского бюджета Республики Дагестан — 488,66 млн рублей, из них:

 на 2012 год — 40,3 млн руб.;
 на 2013 год — 203,0 млн руб.;
 на 2014 год — 169,35 млн руб.;
 на 2015 год — 60,05 млн руб.;
 на 2016 год — 15,96 млн руб.;

 средства местных бюджетов (по согласованию с органами местного самоуправления) — 62,57 млн рублей, из них:

 на 2012 год — 6,7 млн руб.;
 на 2013 год — 31,97 млн руб.;
 на 2014 год — 19,1 млн руб.;
 на 2015 год — 4,8 млн рублей.

Не правда ли, хорошо живем?

А теперь посмотрим на ожидаемые результаты реализации программы:

 — увеличение количества земельных участков в реестре государственного имущества Республики Дагестан. 

Следует данный вопрос сразу комментировать. Так, согласно абзацу 3 постановления Правительства РД от 4 августа 2006 г. № 157 «О серьезных недостатках в соблюдении земельного законодательства на территории Республики Дагестан» земельных участков, на которые у Республики Дагестан возникает право собственности, имеется 2120. По данным целевой программы, за базовый взят 2010 год, и количество участков стало 2500, то есть за 4 года количество участков республиканской собственности увеличилось всего на 380.

 Из данных пункта 1 приложения 3 к 2016 году это количество станет 10 300, то есть за эти 4 года их количество увеличится на 7 800, то есть в три раза, чем их было изначально. 

Разве это не свидетельствует о том, что дурят как хотят. Видимо, а может, и нет, если раздел участков будут производить такими же способами, как земельного участка ГУП «К. Маркса» Дербентского района, когда одним только решением министерства образованы около 180 новых мелких участков, о чем было ранее напечатано в одном из номеров газеты «Новое дело», или же если делить участки, как это делается на рекреационных землях побережья Каспийского моря или на территориях садоводческих товариществ.

Если разграничение республиканских земель завершено, откуда за 4 года возьмется такое увеличение количества земельных участков? 

Видимо, фантазия без границ. 

— увеличение удельного веса земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности Республики Дагестан и муниципальной собственности при разграничении государственной собственности на землю;
 — вовлечение в оборот непригодных, малоценных, неэффективно используемых земельных участков;

— увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и неналоговых поступлений в республиканский бюджет Республики Дагестан — более 1500 млн рублей.  Как видно из данных ожидаемых результатов автоматизированного обеспечения системы управления недвижимостью, в Республике Дагестан забыли, что не в этом должны заключаться цели данной программы.

Настоящая программа направлена на реализацию основных мероприятий земельной реформы, проводимых в Республике Дагестан, в том числе по осуществлению на территории Республики Дагестан разграничения государственной собственности на землю. 

Данная программа предполагает даже инвентаризацию федеральных земель, то есть инвентаризация всех земель, в том числе земельных участков на побережье Каспийского моря, с целью определения формы собственности. Куда же делась ранее за бюджетные деньги выполненная инвентаризация этих же земель.

На эти земли уже с 2008 года зарегистрировано право федеральной собственности, а хотим разграничивать их в рамках республиканских целевых программах за счет богатого республиканского бюджета.

Следующая цель вообще шокирующая — актуализация и определение контурности сельскохозяйственных угодий земель сельскохозяйственного назначения. А вот это выражение из целевой программы кого угодно свалит наповал:
«В настоящее время можно констатировать, что до сих пор в Республике Дагестан нет достоверной информации об общем количестве земельных участков, на которые у Республики Дагестан возникает право собственности в связи с тем, что отсутствует автоматизированный учет земельных участков, занятых объектами недвижимости, находящимися в государственной собственности Республики Дагестан, а также ранее приватизированными объектами. До сих пор отсутствует автоматизированный реестр пользователей и арендаторов земель отгонного животноводства, составленный по материалам инвентаризации и кадастрового учета земель. Вместе с тем существует проблема неэффективного использования пашни, а также возросшая динамика вывода ее из сельскохозяйственного оборота. Тревогу вызывает нецелевое использование земель отгонного животноводства, контроль за использованием которых собственник земель не имеет возможности осуществлять из-за отсутствия необходимого количества специалистов, а также отсутствия достоверной информации о земельных участках в разрезе сельскохозяйственных угодий (пашня, сенокосы, пастбища, залежи, многолетние насаждения и другие) и землепользователях». Так чем же занимались все эти годы? А для чего проводили разграничение земель по отдельным участкам?

 Или вот следующий абзац, из-за которого бюджеты недополучают десятки миллионов рублей, а земли подвержены экологическим рискам и включены в теневой оборот, что, по мнению авторов данной программы, создает платформу для развития коррупции в республике: «Имеют место определенные недостатки в системе контроля и учета земельных участков, которые связаны с отсутствием единого автоматизированного информационного обеспечения управления недвижимостью и регулирования земельными и имущественными отношениями. В связи с этим соответствующие бюджеты недополучают десятки миллионов рублей, земли подвержены экологическим рискам и включены в теневой оборот, что создает платформу для развития коррупции в республике».

А по следующим абзацам можно сделать следующее заключение. В федеральном законодательстве уже забыли слова «земельная реформа», а в Республике Дагестан она только набирает обороты и ускоряется. Не правда ли, смешными кажемся при такой умственной отсталости от других регионов России. «Все вышеуказанное затрудняет проведение земельной реформы в Республике Дагестан. Настоящая программа разработана в целях ускорения проведения земельной реформы, обеспечения рационального и эффективного использования земель, находящихся в собственности Республики Дагестан, а также осуществления собственниками земель полноценного земельного контроля в соответствии с законодательством, завершения работ по разграничению государственной собственности на землю в установленные сроки и решения указанных проблем программными методами».

 Как следует из данной программы, «к концу 2016 года при реализации (то есть опять гарантии нет) настоящей программы на 100 процентов будет обеспечено включение в реестр государственного имущества Республики Дагестан объектов недвижимости, в том числе земельных участков, на которые у Республики Дагестан возникает право собственности. Создаваемая информационная система будет использоваться при проведении инвентаризации, учете и мониторинге государственных и муниципальных земель, что обеспечит на 100 процентов полное описание и структурирование налогооблагаемой базы в сфере земельных платежей и учета плательщиков земельного налога и арендной платы.

Эффективность реализации мероприятий программы состоит в создании условий для получения регулярных доходов в консолидированный бюджет Республики Дагестан при передаче государственного имущества Республики Дагестан в хозяйственное ведение, оперативное управление, безвозмездное пользование и аренду, а также при переоформлении прав пользования земельными участками и приобретении в собственность земельных участков, занятых ранее приватизированными объектами недвижимости. При этом общий экономический эффект от реализации программных мероприятий в 2012-2016 гг. составит за счет прироста поступлений имущественных, в том числе земельных, платежей в республиканский бюджет Республики Дагестан более 900 млн рублей».

Вывод

 На реализацию программы затрачиваются пока 551,23 млн рублей, сюда не вошли ранее израсходованные более 200 млн рублей, то есть общая сумма затрачиваемых средств составляет более 750 — 800 млн рублей.
 Прирост поступлений имущественных и земельных платежей за период реализации программы составит 900 млн рублей.

При сравнении этих цифр экономический эффект республики налицо. Можно эти цифры конкретизировать и по годам.

  А теперь из приложения «Перечень мероприятий …» сравним по годам, на какие виды работ направляются основные денежные средства и сколько:

Пункт 2.2. Инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения:

Всего: 130,4 млн руб.: в 2012 г.- 28,4 млн руб.; в 2013 г. – 80,4 млн руб.; в 2014 г. – 21,6 млн рублей.

  Пункт 5.1. Проведение работ в пределах своей компетенции, связанных с разграничением собственности на землю и т.д., формирование баз данных по земельным участкам. (А почему их не сформировали по результатам ранее проведенного разграничения земель. Выходит, что для этого снова надо его провести?):

  Всего: 142,15 млн рублей: в 2012 г.- 8,7 млн руб.; в 2013 г. – 55,0 млн руб; в 2014 г. – 52,0 млн рублей, в 2015 г. – 19,45 млн рублей и в 2016 г.- 7,0 млн рублей.

 Пункт 5.2. Завершение работ по разграничению собственности на землю… .

Всего: 50,0 млн. рублей: в 2012 г.- 2,0 млн руб.; в 2013 г. – 15,0 млн руб.; в 2014 г. – 20,0 млн рублей, в 2015 г. – 8,0 млн рублей и в 2016 г.- 5,0 млн рублей.

  А в чем разница между мероприятиями пунктов 5.1. и 5.2?

Скорее всего в том, что на средства, указанные в пункте 5.1., разграничение обратно не завершать, и чтобы их завершить, нужны специальный пункт и источник их финансирования.  Не смешно ли это? И все это размещено в одной программе. 

Пункт 6. Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель.

  Всего: 107,0 млн рублей: в 2012 г.- 10,0 млн руб., в 2013 г. – 37,0 млн руб.; в 2014 г. – 37,0 млн рублей, в 2015 г. – 23,0 млн рублей и в 2016 г. — 0 млн рублей.

Итого в программе автоматизации системы управления одни и те же по годам повторяющие работы занимают:

всего — 429,55 млн рублей, или 77,92% от общего объема. 

А по годам получается следующая картина Репина:

в 2012 г. — 49,10 млн рублей – 75,07%;
 в 2013 г. – 187,40 млн рублей – 79,75%;
 в 2014 г. – 130,6 млн рублей – 76,80%;
 в 2015 г. – 50,45 млн рублей – 77,79%;
 в 2016 г. — 12,0 млн рублей – 75,18%.

 Отсюда можно сделать любое заключение, особенно заключение, когда бесконтрольность выполнения данных работ приводит к таким существенным расходам бюджетных денежных средств. 

Зачем нужны такие работы, когда кадастровую стоимость без них повышают. От нее растут земельный налог и арендная плата за землю, а учет их все равно ведут Росреестр, кадастровая палата, администрации муниципальных образований, налоговые инспекции.

Думается, что содержание данной программы и запланированные работы не отвечают своему названию.

  Теперь рассмотрим республиканскую целевую программу «Обустройство и реконструкция государственных скотопрогонов на территории Республики Дагестан на 2013-2017 годы».

  На ее реализацию в приложении 2 в пункте 6 предусмотрено:

ремонт и восстановление государственных трасс скотопрогонов, межевание границ:

всего: 5460 тыс. рублей: в 2013 г. –1400 тыс. руб.; в 2014 г. –1400 тыс. рублей, в 2015 г. – 1190 тыс. рублей, в 2016 г.-1260 тыс. рублей и в 2017 г. – 210 тыс. рублей.

Пунктом 1 данного же приложения на прокладку и обустройство новых скотопрогонов преду-смотрено 2,2 млн рублей.

Эти деньги предусмотрены, тогда как по отчетам Минимущества РД 100 процентов работы по разграничению земель государственных скотопрогонных трасс выполнены, на них зарегистрировано право собственности Республики Дагестан.

 Цели повторного выделения на одни и те же виды работ бюджетных денег непонятны или их у нас много. Тогда было бы правильным выделить по данной программе и другие денежные средства, преду-смотренные предыдущей программой на межевание земельных участков, кадастровый учет и регистрацию права на остальные земли отгонного животноводства, Министерству сельского хозяйства РД.

Считаю необходимым существенно пересмотреть РЦП «Автоматизированное обеспечение системы управления недвижимостью в Республике Дагестан на 2012-2016 годы» с учетом выполнения первостепенных задач, необходимых для Республики Дагестан.

 Для примера приведу несколько видов работ, таких, как:

— установление границ населенных пунктов, в том числе расположенных на землях отгонного животноводства;

— планирование и организация рационального использования земель и их охраны;

 — разработка генеральной схемы землеустройства территории Республики Дагестан, схем землеустройства муниципальных образований, схем использования и охраны земель;

— разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивация нарушенных земель и т. д.;

— подбор и формирование земельных участков для реализации инвестиционных проектов республики;

 — определение границ пригородных земель с приданием им такого статуса в целях приостановления их разбазаривания.

 Таких приоритетных направлений для Республики Дагестан и невыполненных работ при проведении земельной реформы на территории республики осталось очень много.

Более того, в республике ранее была принята программа с подпрограммой, направленной практически на те же цели. Стало практикой — результатов нет, а деньги просим на те же виды работ.

Это первый такой небольшой анализ, проведенный мною. В дальнейшем, думается, по каждому отдельно взятому направлению и указанным выше видам работ нужно и можно будет составлять еще и другие подробные статьи о состоянии проведения земельной реформы в нашей республике, качестве выполненных работ, о «специалистах», осуществляющих эти работы.

 

 

Статьи из «Экономика»

Роботизация плюс автоматизация

4
Ключевая цель российских нацпроектов – войти в число...

Фокус на лёгкую промышленность

21
Исторический парк «Россия – моя история» в Махачкале стал...

Роботизация плюс автоматизация

10
Один из новых национальных проектов – «Средства производства и автоматизации» – осуществляет комплекс системных мер,...

Обеспечение лидерства

5
Более 300 экспертов из 7 регионов России обсудили актуальные вопросы развития промышленного потенциала Северо-Кавказского федерального округа.

Дагестан увеличивает экспорт своих товаров

16
Дагестан активно развивает экономическое...

Новые горизонты: курсом развития

6
Дагестан демонстрирует растущий интерес со стороны...

«Девятый вал»: махачкалинская версия

14
Если закрыть глаза в целом на проблему ЖКХ...

Налоговый удар по «тени»

16
Эффективная деятельность налоговых органов Дагестана обеспечила значительный рост поступлений в первом квартале этого года. Благодаря слаженной работе службы в...

На службе развития регионов

29
Этноэкономика приобретает ключевое значение в современном мире, поскольку позволяет глубже понять экономические процессы, протекающие в многокультурных...