Земельные отношения – в русло закона
Обсуждению злободневной темы – регистрации прав в сфере земельных отношений – было посвящено состоявшееся заседание Общественного совета при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД.
Руководство Управления включило в члены Совета целый ряд известных общественников, представителей научного и экспертного сообщества. На правах председателя Общественного совета заседание открыл руководитель Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации Ахмед Ахмедов.
Подчеркнув значимость обсуждаемой темы, наличия противоречивых высказываний в Интернете вокруг вопросов административной границы с соседней Чеченской Республикой, он акцентировал внимание собравшихся на необходимости доносить до общественности правдивую и достоверную информацию. Ахмедов предоставил слово для доклада заместителю руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД Вячеславу Нитенко, который в своем выступлении обрисовал главные пункты деятельности Управления.
В частности, им были затронуты вопросы в части реализации ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», внесения сведений о границах субъектов РФ, муниципальных образований, населенных пунктов, о границах территориальных зон в соответствии с правилами землепользования и застройки охранных зон.
Вячеслав Нитенко отметил, что в соответствии с п. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения. Также исключения касаются объектов регионального значения и еще целого ряда случаев.
Он подчеркнул, что с 1 января 2021 года «не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения и ряда других). При этом Вячеслав Нитенко сказал, что в настоящем доля территориальных зон, сведения о границах которых внесены в ЕГРН, в общем количестве территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, на территории субъекта РФ обозначена всего на 26 процентов.
На сегодняшний день доля площади земельных участков, расположенных на территории субъекта РФ и учтенных в ЕГРН, с границами, установленными в соответствии с требованиями законодательства РФ, в площади территории такого субъекта РФ (без учёта земель, покрытых поверхностными водными объектами, и земель запаса) составила 45%. Доля муниципальных образований субъекта РФ, сведения о границах которых внесены в ЕГРН, в общем количестве муниципальных образований субъекта РФ – 65%, а доля населенных пунктов субъекта РФ, сведения о границах которых внесены в ЕГРН, в общем количестве населенных пунктов субъекта РФ составила 37%.
Нерешенность вопросов разграничения территориальных зон муниципальных образований Дагестана значительно усложняет процесс определения административной границы с соседними республиками. Судя по выступлению Вячеслава Нитенко, несоответствия и спорные участки в настоящем имеются как с Республикой Калмыкия, так и с Чеченской Республикой.
Участники заседания Совета, отметив важность указанной проблемы, согласились, что Управление Росреестра по РД не обладает административным ресурсом воздействия на органы местного самоуправления ввиду отсутствия соответствующих полномочий. Советом была принята к сведению информация заместителя руководителя Управления Росреестра по РД Вячеслава Нитенко о том, что необходимо комплексное усиление работы по реализации целевой модели. Фактические данные по ее реализации в Дагестане далеки от удовлетворительной оценки.
Так, согласно данным Управления, доля муниципальных образований с утвержденными генеральными планами по факту – 37,2% (план – 100 %); доля территориальных зон, сведения о границах которых внесены в ЕГРН по факту, – 0% (план – 26%); доля площади земельных участков, учтенных в ЕГРН с границами, – 44% (план – 45%); доля объектов недвижимости, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, сведения о которых внесены в ЕГРН, – 0% (план – 35%); доля муниципальных образований субъекта, сведения о границах которых внесены в ЕГРН, – 0,39% (план – 65%); доля населенных пунктов, сведения о границах которых внесены в ЕГРН, – 3,8% (план – 37%).