Земельные отношения: задачи и пути решения
На республиканской конференции «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан» Глава республики Сергей Алимович Меликов отметил: «Основная цель, которую мы хотим решить, заключается в преодолении отставания республики от экономически развитых регионов Российской Федерации, в том числе за счет реализации необходимых республике инвестиционных проектов и системных мер. Мы имеем реальные возможности, чтобы превратить Дагестан в один из преуспевающих регионов России. Но для этого нужно открыто, объективно обсуждать все вопросы с общественностью, бизнесом, наукой».
Сергей Алимович в своем выступлении особо обозначил возможность решения аграрного сектора экономики. Он отметил, что Дагестан является важным регионом для обеспечения продовольственной программы РФ и для реализации стабильного развития агропромышленного комплекса принимаются и будут приниматься меры по обеспечению эффективного использования земельных ресурсов, развитию сельскохозяйственной кооперации, модернизации отраслей садоводства, виноградарства, рисоводства, племенного животноводства, семеноводства и др.
В ответ вызовам Главы республики для всестороннего обсуждения и принятия конкретных рекомендаций ректор Аграрного университета профессор Зайдин Магомедович Джамбулатов провел расширенное заседание Ученого совета в университете с приглашением ученых, экспертов, специалистов из других организаций и вузов республики.
В своем вступительном слове Зайдин Магомедович изложил озабоченность Главы республики С. А. Меликова
сегодняшним состоянием аграрного сектора и желанием услышать мнение ученых, специалистов, рядовых тружеников как оздоровить аграрную экономику, повысить эффективность отраслей сельскохозяйственного производства в интересах благополучия республики, обеспечения продовольственной безопасности, улучшения социального благополучия всех слоев населения республики.
Зайдин Магомедович в тезисной форме обозначил проблемы оздоровления аграрной экономики и хотел услышать мнения, рекомендации своих коллег.
Члены Совета, заведующие кафедрами ответственно отнеслись к решению обозначенных проблем аграрного сектора. После бурных дебатов приняли постановление обобщить представленные рекомендации и представить на рассмотрение руководству республики.
Сотрудники кафедры механизации сельского хозяйства отметили недостаточное оснащение техникой хозяйств республики. Добиться положительных результатов в сельском хозяйстве можно, если в соответствующие сроки провести агротехнические мероприятия, используя средства механизации.
Вопросы технического обслуживания хозяйств в республике обсуждались между С. Меликовым и генеральным директором АО «Росагролизинг» П. Косовым.
В соглашении о сотрудничестве между Республикой Дагестан и АО «Росагролизинг» Глава РД С. Меликов отметил, что данное соглашение дает возможность развивать агропромышленный комплекс в трех направлениях, и в первую очередь он обозначил поставку и обслуживание техники.
Для проведения агротехнических мероприятий в срок и качественно республике дополнительно необходимо иметь 5000 тракторов, 700 комбайнов и 15 000 различных сельскохозяйственных машин и орудий, что в денежном выражении составляет более 15 млрд рублей. И это при той ситуации, когда 443 тысячи гектаров земли не используется.
Известно, что пашни имеются на равнине – 60 %; предгорье – 16,5; в горной зоне (с учетом земель на плоскости) – 25,3; многолетние насаждения, соответственно: 60,3; 26,7; 13; сельхозугодья: 28,8; 14; 57,2 %. Удельный вес зоны в общей стоимости валовой продукции: 59,2; 14,5; 26,0 %.
Из этого следует, что для каждой зоны, видов сельхозпроизводства требуются соответствующие виды техники разной комплектации, разной мощности и габаритов. Нельзя не учитывать и то, что даже в одной и той же зоне в условиях рыночной экономики земельные угодья распределены паями между 623 землепользователями, производящими различные виды продукции в различные агротехнические сроки, и использование широкозахватной техники, мощных уборочных комбайнов, тракторов типа К-701 потеряло свои возможности.
Для эффективного использования земель сельхозназначения необходима малогабаритная техника, которую в республике можно посчитать без вычислительной техники.
Нужда не спрашивает о наших возможностях, необходимо найти возможные варианты решения:
– или землепользователи приобретают дорогостоящую технику, в основном импортного производства;
– или на базе одного или нескольких заводов республики создаются филиалы заводов России, производящих сельхозтехнику. При втором варианте в республике имели бы дополнительно рабочие места и могли бы свою продукцию поставлять в соседние республики, где условия сельхозпроизводства почти одинаковые. Второй вариант, естественно, на перспективу;
– или в муниципалитетах создать МТС за счет государственно-частных средств с учетом условий производства на плоскости, предгорье, горах. Третий вариант с учетом имеющихся возможностей пробивает себе дорогу. В настоящее время для решения данной проблемы в муниципальных образованиях создаются машинно-тракторные станции. В Гунибском и Кизилюртовском районах созданы и зарегистрированы в качестве юридических лиц МУП МТС «Гунибская» и МУП МТС «Кизилюртовская», определены места их дислокации, в бюджетах муниципальных образований предусмотрены средства на оплату первоначальных лизинговых платежей.
При обсуждении «Стратегии….» Зайдин Магомедович коснулся чувствительной проблемы эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения.
Дагестан – республика аграрная, в республике значится
4 млн 346 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, в том числе 3 млн 223 тыс. га сельскохозяйственных угодий, пятая часть валового регионального продукта республики выпадает на долю сельского хозяйства, в нем занято до 30 % численности экономически активного населения и сконцентрировано более 12 % основных производственных фондов. Около 60 % населения республики проживает в сельской местности.
Аграрный сектор экономики является системообразующим, в значительной степени определяющим состояние всего народного хозяйства и социально-экономический уровень подавляющей части населения республики. Развитие аграрного сектора определено ключевым приоритетом деятельности органов власти всех уровней республики.
Как известно, материальным объектом любых производственных отношений является продукт, создаваемый производственной деятельностью людей. Первоначальным же источником всякого богатства является земля.
Поскольку земля является всеобщим предметом труда и главным средством производства в сельском хозяйстве, то отношения между людьми по поводу землепользования как объекта собственности образуют фундамент аграрного строя. И, естественно, разумное, справедливое решение использования земель сельхозназначения в рыночных условиях является основой единства народов республики и решения продовольственной безопасности.
Обсуждая проблемы эффективности использования земель сельхозназначения, Зайдин Магомедович акцентировал внимание членов Совета на использовании и земель отгонного животноводства.
Критические дебаты в республике по этому вопросу продолжаются десятилетиями между землевладельцами (коренными жителями) и землепользователями (арендаторами) без справедливого решения. (В памяти у людей пролитая кровь на почве земельных отношений между жителями селения 1-е Львовские номера Бабаюртовского района и переселенцами.)
Разумное решение проблем земель отгонного животноводства имеет исключительное значение для реализации Продовольственной программы и эффективного использования земельных ресурсов, регулирования назревших острых конфликтных ситуаций.
Существенным недостатком является отсутствие достоверного и полного реестра арендаторов земель отгонного животноводства, составленного по материалам инвентаризации и кадастрового учета земель, без чего нельзя представить реальной картины эффективности их использования. Имеют место факты, когда лица, за которыми числятся земли отгонного животноводства, не используют их самостоятельно, а передают их в субаренду, имея в результате неучтенные доходы.
В связи с имеющимися нарушениями и особой конфликтной ситуацией в сфере землепользования была создана комиссия из представителей управления территориального развития и местного самоуправления, управления информационной политики, контрольно-финансового управления и представителя экономического совета А. М. Алклычева. В состав комиссии вошли прибывшие в республику эксперты:
О. Б. Глезер (Институт географии РАН), Н. И. Миронова (Институт экономической политики) и С. Г. Сафронов (географический факультет МГУ).
Комиссией было проведено обследование земель отгонного животноводства в Бабаюртовском и Кумторкалинском районах республики с участием глав администраций муниципальных районов и представителей арендаторов земель отгонного животноводства. В результате обследования были выявлены серьезные проблемы.
Общая площадь Бабаюртовского района составляет 326 тыс. га, из них в ведении района находится 123 тыс. га, во временном ведении Правительства РД, на котором расположены земли отгонного животноводства, 203 тыс. га. Количество жителей, относящихся к муниципальному образованию района, – 47 тыс. человек, а количество вольнопоселенцев на территории земель отгонного животноводства на постоянной основе составляет 40 тыс. чел.
Общая площадь Кумторкалинского района – 125,5 тыс. га, из них в ведении района находится 26,5 тыс. га, во временном ведении Правительства РД, на котором расположены земли отгонного животноводства, – 99,5 тыс. га. Количество жителей, относящихся к муниципальному образованию района, –
27 тыс. чел., а количество вольнопоселенцев на территории земель отгонного животноводства на постоянной основе – около 10 тыс. чел.
На жителя муниципального образования Бабаюртовского района приходится 0,52 га земли сельскохозяйственного назначения, а на проживающих в районе вольнопоселенцев – арендаторов земель отгонного животноводства – 30 га/чел.
Арендная плата с местных жителей Бабаюртовского района составляет от 200 до 500 руб./га, а с арендаторов земель отгонного животноводства взимается арендная плата от 9 до 11 руб./га.
Не лучше ситуация с землепользованием у местного населения в муниципальном образовании «Кумторкалинский район».
В этом районе с местных жителей арендная плата составляет от 400 до 600 руб./га, а с арендаторов земель отгонного животноводства – в приделах 20 руб./га.
Надо отметить, что в настоящее время фактически, ввиду отсутствия колхозов и совхозов, весь мелкий рогатый скот находится в частных руках жителей горных районов, республика обслуживает скот частных владельцев. Таким образом, нарушается не только цель первоначального создания арендных отношений в республике, а сам смысл эффективного хозяйствования на землях отгонного животноводства, не обеспечивающего в современных условиях соблюдения принципа социальной справедливости.
Кроме этого, земли отгонного животноводства активно распродаются в частные руки. Кем и на какой правовой основе продаются чужие земли, никого не интересует.
В газетах и на телевидении даются объявления: «Продам земельный участок на Ругуджинских землях, недалеко от Махачкалы».
Несколько человек, а порой и только один, образовав сельскохозяйственный производственный кооператив на арендованных пастбищах вместо бывших колхозов и совхозов, незаконно пользуются тысячами гектаров пастбищ, нарушая права и интересы местных жителей.
Надо отметить, что в Земельном кодексе РФ нет даже упоминания о такой категории, как «земли отгонного животноводства». Согласно федеральному законодательству, эти земли по статусу относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Выходит, что в Республике Дагестан законодательными инициативами нарушается федеральное законодательство, в частности Земельный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ в части формирования доходов местных бюджетов.
В Республике Дагестан, помимо льгот, предусмотренных федеральным законодательством по земельному налогу, введены дополнительные льготы для отгонного животноводства по данному виду налога. Муниципальные образования, на территории которых находятся хозяйства отгонного животноводства, фактически не имеют ни поступления налогов в местные бюджеты, ни арендной платы и никаких льгот. Такого нет нигде в мире.
Подводя итоги вышеуказанного, руководству республики можно рекомендовать:
– передать земли отгонного животноводства в ведение муниципалитетов, на административной территории которых они находятся, для дальнейшего перераспределения и предоставления другим субъектам землепользования на арендных условиях без возможности ее вывода из сельскохозяйственного оборота;
– ввести рыночный механизм использования земель отгонного животноводства, для чего провести разгосударствление собственности и передачу этих земель в муниципальную собственность района;
– безотлагательно решить проблемы жителей равнины, в особенности кумыков и ногайцев, при тенденции к их превращению в национальное меньшинство на своих этнических территориях, угрозе потери самобытности как этноса, для чего принять конституционно-правовые меры по защите их прав и интересов;
– считать неприемлемым и противоречащим законодательству предложение о создании экстерриториальных органов местного самоуправления горных районов на отгонных пастбищах;
– провести обследование существующих земель отгонного животноводства на предмет оценки масштабов их реального использования по целевому назначению. Результаты инвентаризации земель, а также предложение по изменению направлений разрешенного использования земельного фонда вынести на широкое общественное обсуждение;
– обнародовать результаты инвентаризации земель в 17 плоскостных районах;
– отменить постановления Правительства РД о создании ГУПов в Каякентском и Карабудахкентском районах и передать право для определения формы хозяйствования сельскохозяйственных предприятий самим коллективам, преобразования ГУПов провести с учетом волеизъявления местного населения;
– детей школьного возраста, живущих в поселениях, прикрепить к близкорасположенным функционирующим школам и обеспечить их соответствующим автотранспортом;
– медицинское обслуживание отгонщиков обеспечить услугами стационарно действующих медицинских учреждений.
Вывод: реализация предложенных рекомендаций, на наш взгляд, в определенной степени станет инструментом регулирования противоречивых земельных отношений сельхозназначения, обеспечения продовольственной безопасности, улучшения социальной защиты населения и единства народов республики.