При средней урожайности по республике порядка 150 центнеров и закупочных ценах у производителя, скажем, пять рублей за килограмм, один гектар даёт 75 тысяч рублей дохода, из которых по статье расходов налог на землю составит в среднем порядка 50-60 (!) рублей или менее 0,1% дохода. Но ведь при надлежащем уходе урожайность может быть в разы выше, да и закупочные цены могут оказаться значительно большими. В этом случае доходы с гектара тоже подскакивают в несколько раз, а земельный налог, который в абсолютном выражении остаётся всё тем же, на этом фоне становится уже совсем эфемерным. Примерно такая же ситуация и с арендной платой. Так в чём смысл этих игр для государства? — Фискальный для пополнения бюджета? — Не смешите людей. И совсем уже становится не смешно, если иметь в виду, что земли сельхозназначения – основное богатство, которым может распоряжаться республика, занимают 86% общей площади её земель.
***
Каждый собственник должен чувствовать, что владение имуществом есть не только приятность, но и ответственность в виде бремени, стимулирующем в направлении наиболее эффективного использования, а не пассивного накопления. — Не способен его нести? — Избавляйся от такого имущества, иначе разоришься окончательно. На этом принципе построена любая приличная экономика. В противном случае у неё возникают “тромбы” и начинается гниение. Но разве необходимость платить сотню – другую рублей в год за гектар – это бремя и стимул? Опять хочется сказать – не смешите людей.
***
Наконец, взгляд ещё с одной позиции. В законодательстве, помимо налогообложения, инструментом, призванным предупреждать «тромбоз», является прекращение прав на земельные участки для лиц, не обеспечивающих надлежащее использование земель. — Ну и как он работает? «Не осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием земель, и полностью (!!! — И.У.) отсутствует информация о фактах принудительного прекращения права пользования земельными участками». Это цитата из недавнего доклада замминистра земельных и имущественных отношений РД С.Бабаханова на коллегии министерства. Он же сообщил, что такая картина наблюдается и на уровне республиканских ведомств. То есть КПД этого инструментария фактически равен нулю. Причина? Она на поверхности, и имя ей коррупция. В делах земельных, как и в остальных, у нас «рука руку моет».
***
Причины сохранения и даже роста напряжённости в обществе, связанные с земельными отношениями, которые я предрекал в самом начале публикации, заключаются не только в перспективах вытеснения 80-90% сельского работоспособного населения из сферы сельхозпроизводства. (Это процесс объективный, и никакие воздевания рук здесь не помогут). Она и в том, что земля – один из самых ценных ресурсов, превращена в халяву, которую, как известно, любят все, и поэтому готовы за неё перегрызть друг другу глотки. Платежи смехотворные, а рост стоимости стабилен плюс при желании возможность сдавать в аренду, а арендаторам — в субаренду. Так почему бы тем, кто имеет возможность, не назваться аграрием и не держать при себе гектар-другой, а кому удастся, и многие сотни гектаров? Хоть в собственности, хоть в аренде.
***
— Ну и где выход? — Если вы хотите, чтобы экономика функционировала нормально, ей не следует навязывать понятия. У неё имеются свои объективные законы, среди которых и тот, что любая вещь стоит ровно столько, сколько за неё платят на свободном, конкурентном рынке. Если человек арендует у государства на странных условиях землю за 200-300 рублей в год, а затем сдаёт её в субаренду уже на реальном рынке за цену в десятки и даже в сотни раз дороже, то это означает, что и сама цена земли дороже во столько же раз, чем указано в бумажке, называемой кадастром. Сегодня официальная кадастровая стоимость земель в Дагестане представляет из себя фикцию, не соответствующую действительности. Приведение же её в норму должно резко поднять платежи.
***
И вот когда земельный налог участка, способного приносить, к примеру, доход в 75 тысяч рублей, будет составлять не, как сейчас, 50-60 рублей, а хотя бы 3-5 тысяч, то никто уже не будет ни держать его про запас, ни обрабатывать, получая доход в 500 рублей. Тоже самое произойдёт и с арендой. То есть претендовать на землю будут уже не все, кому не лень, а только те, кто готов и может на ней работать. Её оборот перестанет блокироваться и в конечном итоге приведёт в руки наиболее эффективных собственников. Мало того, от нормализации налогообложения и арендной платы поступления в бюджет по этим статьям возрастут в десятки раз. Вот и всё, что требовалось доказать.