(Из Послания Президента Республики Дагестан Магомедсалама Магомедова Народному Собранию РД «Меняется формат отношений общества и власти»)
Земля – главное богатство нашей республики. Поэтому Президент РД в своем Послании разумно отмечает, что «рынок земли мог бы создать предпосылки для более эффективного использования земельных ресурсов, вовлечения их в оборот, повышения инвестиционной привлекательности территорий, оживления экономических процессов на местах». Основной смысл высказывания главы республики сводится к тому, что после введения частной собственности на землю ее собственником станет рачительный хозяин.
Проблема рационального использования сельскохозяйственных земель включает многие аспекты. Прежде всего это рациональное землепользование, сохранение плодородия, территориальное землеустройство, соблюдение экологии… Это особенно актуально с учетом нынешнего состояния использования сельскохозяйственных земель.Сейчас начинается новый этап земельной реформы. Ход ее ускоряется. Причем без каких-либо принудительных действий со стороны властных структур. В Дагестане нынче 43,2 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств. Около 400 тыс. семей получили участки для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства. В годы аграрных реформ дагестанцам предоставлено земель столько же, как за все годы Советской власти.
Конечно же, далеко не все идет гладко. Крестьянские хозяйства созданы в условиях острого дефицита техники, строительных материалов, неразвитой инфраструктуры. Участки крестьяне получают, как правило, на неплодородных массивах, удаленных от населенных пунктов и дорог. Осваивать их очень трудно. Далеко не везде им оказываются действенная помощь и поддержка.
И все-таки! Вместе с учеными-аграриями мы провели анализ по некоторым районам. Что же оказалось? В большинстве случаев привесы и надои у самостоятельных хозяев выше, чем в общественном секторе. И это объективные данные.
Конечно, успешно дела сложились далеко не у всех. И погодные условия бывают не самые лучшие, и стартовые условия у многих оказались таковыми, что им трудно было сразу нормально организовать эффективное использование земли. Посудите сами. На сто крестьянских хозяйств сегодня у нас приходится менее 40 тракторов, 12 сеялок и 17 плугов. Правда, сегодня и общественные хозяйства тоже очень плохо обеспечены техникой.
Но даже по средним показателям их невозможно сравнивать. И тем не менее сегодня, обладая опытом мирового развития, мы убеждаемся в том, что собственность на основное средство производства побуждает владельца лучше использовать, облагораживать его, передавать своим потомкам в лучшем состоянии. Поэтому большинство жителей республики ныне ратуют за введение частной собственности на землю.
Сегодня практически едва ли не все признают правомерность и возможность введения частной собственности на землю. Если на начальном этапе аграрной реформы население негативно относилось к введению частной собственности на землю, то сейчас ситуация изменилась коренным образом. Все больше людей начинают понимать, что ее введение не столько беда, сколько благо. Осознавали это и руководители крупных сельхозорганизаций. Они начинают понимать, что приобретают намного больше, чем можно потерять. Главное – земля обретет хозяина, которого утратила.
Напрашивается вопрос: каковы перспективы ускорения земельной реформы? Когда основное средство производства попадет-таки в руки настоящих хозяев? Имеется в виду крестьянин.
Разумеется, было бы ошибочным стремиться проводить реформу в очень короткие сроки. Мировая практика не знает примеров, когда реформа проводилась в течение года, даже двух. Показателен пример столыпинской реформы, на которую сейчас мы так часто ссылаемся. Началась она в конце 1906 года и проходила практически до начала Первой мировой войны — до 1914 года, то есть почти восемь лет. За это время из общины вышло 27 процентов крестьянских хозяйств. Чуть больше четверти — за восемь лет. А вот свежий пример — Турция. Земельная реформа там началась в 1986 году и сейчас находится где-то в начале второй половины.
Но это совсем не означает, что мы должны намеренно затягивать сроки проведения земельной реформы. Не следует забывать, что это не только перераспределение земли. В ходе реформы предстоит создать соответствующую инфраструктуру для новых землевладельцев, сформировать весь комплекс условий, которые обеспечат нормальное и рациональное использование земли. Он включает в себя систему консультаций для фермеров, систему снабжения, хранения, переработки, транспортировки продукции, всю рыночную инфраструктуру, банковскую, биржевую. Без прочной опоры на такую систему фермерство желаемого результата не даст.
Сегодня необходимо проводить реформу параллельно по трем направлениям: создавать крупные холдинги, агрофирмы, крестьянские (фермерские) хозяйства; преобразовывать в ассоциации крестьянские хозяйства, народные предприятия, акционерные общества; создавать всю коммерческую, предпринимательскую инфраструктуру для них.
Медлить тут нельзя. Но и нажимными, насильственными методами насаждать новые земельные отношения не следует. Дело пойдет куда лучше, если мы будем проводить разъяснительную работу, создавать реальные экономические предпосылки для хозяйствования на основе создания холдингов и агрофирм.