Земля – надежный залог
Более десяти лет назад в газете «Дагестанская правда» я опубликовал статью о возможных приоритетах в экономике при введении частной собственности на землю. В то время мое мнение вызвало у некоторых граждан «аллергию». Сейчас ситуация изменилась, и многие участки земли передаются в собственность под жилую и нежилую недвижимость, промпредприятия и т.д.
Заветную «зеленую» бумагу Росреестра принимают под залог многие банки, передают из рук в руки путем продажи, а значит осуществляются соответствующие инвестиционные вливания в экономику республики.
По темпам развития жилищного строительства Дагестан является лидером среди регионов Северного Кавказа. Если бы для строительства жилья земля передавалась только в аренду, а не в собственность, то таких темпов строительства у нас бы не было.
Раньше Минимущества РД и другие ведомства продавали землю по фиксированной нормативной цене, а теперь, согласно ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» № 135, — по рыночной стоимости на аукционе. Рыночная стоимость земельных участков в Махачкале колеблется от 200 тыс. руб. до 4-х миллионов за одну сотку в зависимости от местоположения и инфраструктуры. В других городах она в 2-4 раза ниже, а в плоскостных и горных районах стоимость земли под ИЖС составляет за одну сотку от 50 до 300 тыс. руб. Чтобы решать свои наболевшие проблемы или создать жилищные условия для детей, граждане покупают перспективные участки земли вдоль автотрасс с недостаточной инфраструктурой, и, как правило, многие дома остаются незавершенными, хотя часто застройщики имеют на руках немалые участки арендованных земель в своих сельских поселениях.
Несколько лет назад на правительственном уровне было принято решение о реализации сельхозземель только в краткосрочную или долгосрочную аренду. Наверно, в то время это решение было правильным, но получилось так, что сельхозпроизводители, получив сельхозземлю в аренду за невысокую плату, из-за низкой кадастровой стоимости теперь не могут ее выгодно заложить в банках или продать свои арендные права. Это приводит к низкой инвестиционной активности в аграрном секторе, не стимулирует граждан вкладывать в этот сектор личные средства. Если бы земля была в собственности, то сумма залога в банках была намного выше, чем 10-100 тысяч рублей за один гектар сельхозземли.
Вкладывать большие инвестиции на арендованных участках граждане не решаются еще и потому, что в апреле 2012 г. вышло Постановление Правительства РФ № 369 «О признаках неиспользования земельных участков для сельхозпроизводства», и с учетом того, что собственниками арендованной земли по-прежнему остаются муниципальные и республиканские ведомства, здесь возможны определенные «перекосы». Экономический эффект от продажи сельхозземель в частную собственность достигает многомиллиардных сумм, и в условиях дотационного бюджета эти вложения могут стать стимулирующими факторами для инвестиций в аграрный сектор.
Если же с учетом мнения большинства у нас будет принято решение о продаже в собственность сельхозземли, то, наверное, в нашей периодической печати и в Интернете появятся объявления типа: «продаю виноградную плантацию, 1 гектар, со стабильным доходом, за 1 миллион рублей», или «плодоносящий абрикосовый сад за 1,5 миллиона рублей, картофельное поле за 500 тысяч рублей и т.д.»
Купив за личные деньги сельхозземлю, вчерашние колхозники станут «латифундистами» или предпринимателями, имеющими стабильный годовой доход с 1 гектара от 100 до 500 тысяч рублей, и при этом вопрос безработицы в сельской местности отойдет на второй план.
Существует мнение, что скупка больших участков «олигархами» приведет к нечестной эксплуатации части сельского населения. Но посмотрите, в настоящее время жители сельских поселений бывших колхозов нередко занимаются обработкой и посевом земельных участков на личных подворьях, получая при этом фиксированную плату за 1 день. У нас сложился уже рынок трудовых ресурсов, при этом размер участка не оказывает на это никакого влияния. Так как продажа сельхозземли будет осуществляться на аукционе, каждый муниципалитет может выработать свои условия ее продажи с учетом размера, местоположения, а также мнения депутатского корпуса и населения.
В будущем, конечно, придется решать вопросы и с землями отгонного животноводства, лесного фонда, прибрежной полосы. Но приняв основное решение по продаже сельхозземель, можно перейти и к поэтапному решению этих проблем с учетом мнения населения, проживающего в этих районах. Проблемным, полагаю, будет и вопрос с уже арендованными сельхозземлями, но тут аукционная комиссия может дать арендатору приоритетное право на покупку земли с учетом ранее потраченных средств.
Для сведения отмечу, что ныне только 2-3 региона Северного Кавказа не имеют частной собственности на сельхозземлю.