Более того, как показывает история, истоки того цивилизационного портрета, который сегодня имеет человечество, идут от земледелия и животноводства. В частности, переход от собирательства к обработке земли (то есть от присваивающего хозяйства к производящему) позволило человеку стабильно получать пищу и создавать запасы продовольствия. Это обстоятельство отразилось не только на росте земного населения, но и освободило рабочие руки для иных дел, тем самым способствовало формированию обществ с разделением труда, появлению ремесел и торговли, развитию городов и государств.
Конечно, на нашей планете есть территории с благоприятными для земледелия почвенными, водными и иными природными условиями. В таких местах, образно говоря, даже сухая ветка, воткнутая в землю, может пустить корни и начать расти. Например, у таких крупных рек, как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Хуанхе и Янцзы зародились древнейшие развитые цивилизации, и думается, что это во многом благодаря тому, что здесь имелись наилучшие условия для землепользования. Притом сегодняшняя демографическая карта мира показывает, что вышеобозначенные территории все еще остаются наиболее густонаселенными точками нашей планеты.
Ну а что касается нашего аграрного Дагестана, то, как известно, значительную часть республики занимают горы. Эта рельефная особенность ментально предопределила бережный подход к пахотным участкам земли, площадь которых в горной местности измеряется квадратными метрами или в лучшем случае сотками. То есть в горах всегда были в дефиците ровные, удобные для пахоты земли.
Цену огорода наши предки приравнивали к стоимости скота, которого можно было на нем уместить. Да и вообще, что такое вести пашню в гектарных мерах горцы в большинстве своем узнали в советское время благодаря организации условий для ведения сельского хозяйства на отгонных землях. Сегодня подавляющая часть дагестанской пашни приходится именно на равнинную зону.
В реформенные девяностые годы прошлого столетия отдельные дагестанцы в погоне, мягко говоря, за внеземными благами слегка подзабыли о главной нашей кормилице – земле, отношение к которой во многом является индикатором царящих в обществе настроений. Значительная часть пашни из года в год оставалась вне оборота. С каждым годом росло понимание, что для малоземельного Дагестана такое положение дел выглядит абсурдным и недопустимым. В последние годы власти республики совместно с органами местного самоуправления активно взялись за вовлечение в оборот неиспользуемой пашни. В частности, в прошедшем 2024 году вовлечено в сельскохозяйственный оборот 3856 гектаров на территории 21 района.
О планах текущего года относительно данной темы говорили на днях на межрегиональном совещании, прошедшем по видеосвязи с участием представителей Комитета по экономической политике Совета Федерации ФС РФ, Минсельхоза России и Россельхознадзора. От Республики Дагестан в обсуждении приняли участие первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РД Шарип Шарипов, начальник управления растениеводства Ахмед Расулов и начальник управления мелиорации Минсельхозпрода РД Курбан Курамагомедов.
В своем докладе на совещании первый заместитель министра отметил, что в республике проводится системная работа по вовлечению неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот. Это является ключевым приоритетом Главы Дагестана Сергея Меликова, такие задачи поставлены перед региональным министерством, подчеркнул Шарипов. С участием муниципальных районов и сельхозтоваропроизводителей проводится огромная работа.
«Благодаря проведенной работе за 2020–2024 годы в оборот возвращено более 25 тысяч гектаров ранее заброшенной пашни. Это стало возможным прежде всего за счет активного участия в госпрограмме по эффективному вовлечению в оборот земель сельхозназначения и развитию мелиоративного комплекса путем выполнения гидромелиоративных и культуртехнических работ», – сообщил Шарип Шарипов.
По его словам, в 2025 году в республике будет вовлечено в оборот 5072 га, планируют вовлечь более 7000 гектаров неиспользуемой пашни. Шарипов заметил, что Дагестан — малоземельный регион, на душу населения приходится 0,14 гектара пашни, это один из низких показателей в Российской Федерации. И в этой связи большое внимание уделяется почвосбережению, сохранению золотого фонда, какими являются пахотные земли.
Кроме того, в рамках намеченной работы проводятся мероприятия по усилению муниципального земельного контроля в районах, соблюдению агротехнологических мероприятий, по расширению объема внесения минеральных удобрений. Это в свою очередь оборачивается увеличением урожайности и валовым сбором основных сельскохозяйственных культур.
К слову, бывают парадоксальные случаи, когда сами местные жители пытаются препятствовать наведению порядка в части возврата земель в сельхозоборот. На днях в медиапространстве прошла информация о том, что в Дербентском районе жители одного из сел выразили недовольство по поводу продажи участка земли.
В частности, сообщалось, что в селе Уллу-Теркеме был организован сход местных жителей, которые таким образом протестовали «против продажи земель муниципалитета посторонним гражданам». Дополняется, что сельчане готовят обращение на имя Президента России.
«Дагестанская правда» связалась с управлением земельных отношений Дербентского района. Как пояснили изданию, земельный участок, о котором идет речь в публикации, не обрабатывался порядка 50 лет. Его передали в арендное пользование: инвестор планировал вернуть землю в сельхозоборот, использовать ее под садоводство – направление, актуальное для аграрного Дагестана.
«Тем не менее, учитывая мнение местных жителей, мы оперативно организовали встречу. Был сход села, на котором присутствовал и арендатор, с которым побеседовали представители местного джамаата. В ходе разговора была достигнута договоренность, что арендатор вернет земельный участок на баланс района и арендную плату будет платить уже село. К слову, вопрос закрыт достаточно давно, никакой конфликтной ситуации по факту не было. Почему сейчас эту информацию пытаются освещать в негативном тоне, нам не совсем понятно», – прокомментировали в управлении.