Жалоб стало меньше, но…
Низкая правовая грамотность многих граждан, их безразличие к деятельности управляющих компаний, незнание элементарных прав и обязанностей, отстранённость владельцев квартир от участия в управлении своим домом – вот главные причины неудовлетворительного состояния жилищного фонда многоквартирных домов.
Люди не вникают в суть подписываемых ими договоров с управляющими компаниями и не требуют выполнения заложенных в них ремонтных и иных работ, заявил на состоявшейся накануне пресс-конференции руководитель Государственной жилищной инспекции по РД Сергей Касьянов и подчеркнул, что с этим явлением инспекция ведет непримиримую борьбу.
В частности, сейчас проверяется, насколько деятельность компаний отвечает требованиям законодательства. Как итог этой работы, в 2022 году Госжилинспекция лишила лицензии десятки из них.
Вместе с тем в Дагестане снизилось количество обращений граждан в жилинспекцию. Если за 2021 год поступило 5211 обращений, то в 2022 году 4228. Касьянов отметил, что по тематике наибольшее их количество – 2364 (56 %) – касалось некачественного предоставления либо отсутствия коммунальных услуг, 1133 (26,8 %) – ненадлежащего содержания общедомового имущества, а также несоблюдения правил и норм технической эксплуатации МКД.
В качестве профилактической работы в рамках месячника по безопасному использованию газа в быту инспекция совместно с МЧС по РД, правоохранительными органами, органами местного самоуправления и ООО «Газпром газораспределение Дагестан» провела рейдовые мероприятия. В результате были предотвращены нарушения, подвергающие риску жизнь и здоровье граждан. За этот же период выявлено и отключено 5009 единиц несертифицированного газового оборудования.
В целом же отопительный сезон 2022 года в республике прошел без крупных эксцессов. Основные проблемы, подчеркнул главный жилищный инспектор Дагестана, были вызваны фактами обесточивания домов в связи с погодными условиями. Также люди обращались с проблемами теплоснабжения квартир, отсутствия нормативного давления газа в сети. В Махачкале и Каспийске жалоб было больше всего. Инспекция реагировала на них проверками и штрафами – всего за минувший отопительный сезон их было начислено 1 млн 450 тысяч рублей.
«Штрафы мы выписываем практически ежедневно», – говорит Сергей Касьянов, признавая в то же время, что 15 тысяч рублей – сумма небольшая для компании «Россети».
Вопросы от журналистов в большей части касались возможностей граждан защитить свои права потребителей, а также проблем с платежами за потребленные энергоресурсы, тарифами и нормативами оказываемых услуг.
Обсуждалась также судьба эксперимента по созданию в республике единого платежного документа оплаты за ЖКХ. Его, со слов Сергея Касьянова, удалось воплотить в жизнь лишь частично. Так, к примеру, в Дербенте эта практика не прижилась, а вот в Каспийске оплатить за услуги можно одним списком и в одном окне. По утверждению руководителя Госжилинспекции, вполне возможно, что единый платёжный документ вскоре введут в Махачкале и в других городах республики.
При этом Дагестан остаётся в числе лидеров среди регионов с крупными долгами за потребленные энергоресурсы. Один из методов повысить культуру платежей населения за потребленные энергоресурсы – создание удобных, технологически обеспеченных видов платежей. В Махачкале до недавнего времени оплатить, к примеру, за электроэнергию можно было рядом с домом, в своей управляющей компании. Теперь такой возможности нет. Это серьёзно ухудшает платёжную дисциплину.