Железно полезное дело
День машиностроителя в России отмечается ежегодно в последнее воскресенье сентября. В этом году праздник приходится на 26-е число. Станки, оборудование, ВПК, авиация, судостроение – всё это и есть машиностроение.
Ещё не так давно наша республика имела мощный производственный промышленный комплект, и указанные отрасли у нас, конечно, присутствовали. Сегодня из десятков крупных заводов Дагестана уцелело немного.
А ведь были времена, когда, к примеру, от гудка Буйнакского агрегатного завода просыпался весь город. Градообразующее предприятие ныне в упадке. Махачкалинский завод сепараторов еле выживает. Каспийский «Дагдизель» помелел.
Далеко не те, что прежде, заводы «Авиаагрегат», имени Гаджиева – территория ныне застраивается многоэтажками. Если у последнего есть некое продолжение – это цеха нового завода на индустриальной площадке «Уйташ», то «Авиаагрегату», похоже, уже не выжить. Между тем у него было много надежд, в отдельные годы даже большой успех в части выпуска конструктивных деталей для отечественного гиганта автомобилестроения – ВАЗа, но теперь всё здесь печально.
Ну, может, это нормально, когда на руинах былых достижений пробиваются новые ростки. Новая история, новые реалии, новая промышленность
Однако радует, что отдельные предприятия, такие как КЭМЗ, эту, так сказать, надежду и былую гордость не утеряли. Напротив, берут новые высоты, о которых раньше лишь мечтали. К примеру, дерзнули создать собственный самолёт для малой авиации – и получилось. Так что малосерийное производство самолетов в Дагестане это не фантазия, это реальность.
Ну, может, это нормально, когда на руинах былых достижений пробиваются новые ростки. Новая история, новые реалии, новая промышленность. Хорошо бы, если так. По крайней мере, видя, как растут предприятия легкой промышленности, в это можно поверить. Да и наши машиностроительные заводы всё больше загружены оборонным заказом.
Сектор промышленного производства в республике в последние годы стабильно растет. А это, как ни странно, даже в его нынешнем, далеко не блестящем состоянии порядка четверти поступлений налогов в бюджет от региональных предприятий. Как уйти от дотационной зависимости Дагестана? Строить заводы. Возрождать престиж труда рабочего и инженера. Нелегкое это дело, но железно полезное.