«Живой» секрет кавказского долголетия
Среди победителей сельхозвыставки «Золотая осень – 2017» мое внимание привлекло звонкое название дагестанского хозяйства «Дидо». Напомню: в нынешнем году сельхозпроизводители Дагестана в очередной раз продемонстрировали все самое лучшее, что произведено на полях и в хозяйствах Страны гор. Фирма достойно представила собственную продукцию – «живую» еду, как говорят сами работники хозяйства: урбеч, толокно, муку из пророщенного зерна, кукурузную муку, фиточаи.
Здесь придерживаются традиционной технологии. Семена на урбеч, например, медленно перетирают на мельницах с каменными жерновами. Никакой термической обработки, без сахара и ГМО.
Этот новый бренд Дагестана – детище предпринимателя Джамала Магомедова (на снимке). Родился он в высокогорном ауле в Цунтинском районе в семье потомственных земледельцев. С детства вместе с родителями Джамал занимался домашним хозяйством, которое по размерам напоминало небольшой колхоз. Прадед и дед много рассказывали внуку о лечебных свойствах продуктов, лекарственных трав, плодов и ягод, которые всей семьей собирали для приготовления вкуснейших кавказских блюд и целебных отваров.
После окончания вуза с дипломом эколога-географа Джамал учредил первое в родном Цунтинском районе частное предприятие по производству чайных напитков, урбеча и толокна. Это был первый шаг в осуществлении мечты, родившейся у Джамала еще в детстве, – организовать собственное производство продуктов здорового питания по древним рецептам горцев.
В 1994 году было учреждено крестьянское фермерское хозяйство «Дидо» с целью реализации проекта «Сохранение и развитие традиционных форм хозяйствования одного из древних народов Дагестана – дидойцев – и развитие народных технологий производства экологически чистых продуктов для здорового питания».
Вот уже более 20 лет хозяйство возрождает технологии приготовления натуральной пищи, ведь в них главный секрет кавказского долголетия. Ежедневное употребление традиционных блюд, приготовленных по старинным рецептам, сочетающим секреты мастеров с современными технологиями, усиливает полезные свойства продуктов и эффективно влияет на здоровье тех, кто ими питается. Поэтому продукция фирмы с успехом вышла на российский рынок и занимает почетное место в серии «Кавказская продуктовая аптека». Это вторая идея Джамала Магомедова – отнести свою продукцию к «аптечной», обращая особое внимание потребителей на обилие в ней витаминов, минеральных и других полезных веществ.
Становление КФХ шло шаг за шагом, но, в отличие от множества других проектов, работа велась без государственной поддержки, без кредитования в коммерческих банках.
Поначалу развитие производства шло медленно, зато бизнес оставался независимым от банков и государства.
Сегодня в хозяйстве два производственных участка. Один – в высокогорном Цунтинском районе, второй – в переселенческих селах Кизилюртовского района. На полях выращивают лен, пшеницу, ячмень, кукурузу местных сортов. Трудоустроено более 20 человек, на сезонную работу приглашают около 100 работников. Ежегодно сбор кукурузы составляет более 40 тонн.
Помимо собственных посевных площадей у КФХ есть арендованные, так как не хватает сырья для постоянного производства продукции. Для обработки и сбора урожая на равнине применяется современная сельскохозяйственная техника. В горной местности приходится использовать ручной труд, как делали деды и прадеды. Вместо химических удобрений используют только натуральное удобрение в виде навоза с ближайших ферм.
Продукция прошла самые строгие экзамены на качество. Налажены рынки сбыта более 18 видов урбеча, 14 видов цельнозерновой муки, чайных напитков: работает развитая дилерская сеть в более чем 30 регионах России и 5 зарубежных странах. Зачастую спрос на продукцию значительно превышает предложение, потому увеличивают темпы работы, и не только в части производимой продукции, но и за счет роста посевных площадей.
Чтобы сохранить традиционное качество урбеча, Джамал Магомедов придерживается технологии, которую использовал еще его прадед Гачи: перед обработкой семена и зерна опускают в огромные чаны с водой, качественный продукт оседает на дно, а пустой, некачественный поднимается на поверхность. Сырье в воде как бы пробуждается, оживляется.
Хозяйство идет маленькими шагами по пути развития бизнеса. Прибыль от продажи вкладывается в модернизацию производства, приобретение семян, в аренду новых посевных площадей.
Без жалоб на высокие налоги, без государственной поддержки, без кредитования банков фирма развивается, представляя собой замечательный пример того, как нужно развивать сельское хозяйство. И «Дидо» постепенно становится узнаваемым брендом, который покупатели связывают с Дагестаном, что положительно влияет на имидж республики.