Зима прошла, проблемы остались
На дворе в разгаре весна. Холода, в проекции минувшего отопительного сезона, наконец, прошли, избавив от привычной для нас всех тревоги и опасений о возможных сбоях коммунальной инфраструктуры.
Признаться, в минувшем сезоне чрезвычайных ситуаций было меньше обычного. Конечно, это не случилось само по себе. С самого начала подготовки к отопительному сезону 2023-2224 гг. в городах и населенных пунктах Дагестана шла работа по ремонту и модернизации коммунальных инфраструктурных и сетевых объектов.
В сфере энергетики, к примеру, они продолжаются и по сей день. Федеральное министерство держит этот вопрос под контролем, выделив на ремонтно-восстановительные работы сетей и подстанций дополнительные миллионы рублей.
Подвёл итоги отопительного сезона на пресс-конференции главный государственный жилищный инспектор РД Сергей Касьянов, заявивший, что жалоб поступило относительно мало, но всё же они были.
Основные поводы для обращения в Госжилинспекцию, с его слов, а это порядка 85 процентов из всего объёма – жалобы граждан на неудовлетворительную работу служб ЖКХ.
Касьянов критически отозвался о ходе подготовки к минувшему отопительному сезону, подчеркнув, что дошло до того, что нескольким муниципалитетам не были выданы паспорта готовности к зиме. Самое большое количество жалоб от жильцов было зарегистрировано по Махачкале – 1918, в Каспийске – 476.
Всего же жилищной инспекцией с начала отопительного периода 2023–2024 годов было проведено 731 надзорное мероприятие, в результате которых было выдано 1488 исполнительных документов, а сумма наложенных административных штрафов составила более 6 млн руб.
Больше всего нареканий и жалоб от жильцов было по поводу неудовлетворительного отопления – 644. По причине отсутствия воды и электроснабжения – 489 и 286 соответственно. Всего 3403 обращения поступило в инспекцию.
По каждому из них, заявил С.Касьянов, проводились контрольно-надзорные мероприятия. При этом он считает, что для наведения порядка в коммунальной сфере, кроме непосредственного государственного регулирования, необходимо более широкое вовлечения самих жильцов. В частности к вопросам контроля деятельности управляющих компаний многоквартирных домов. Главный вывод, сделанный по итогам прошедшего отопительного сезона, по мнению госжилинспектора — необходимость деятельного участия жильцов в решении коммунальных вопросов в своей квартире.
Помимо наложения штрафов особое внимание инспекцией было уделено деятельности ресурсоснабжающих организаций. Всего направлено в адрес ПАО «Россети Северный Кавказ» — «Дагэнерго», ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала», ООО «Дагестанэнерго» и ООО «КаспийТеплоСервис» 17 предостережений.
Значительные суммы вернули гражданам по итогам перерасчета за неоказанные коммунальные услуги. Речь о необоснованных начислениях на оплату газа и электричества. Всего за сезон был произведен перерасчет гражданам на общую сумму более 11 млн рублей.
В числе основных проблем, с которыми сталкивались жители республики в прошедшем отопительном сезоне, по-прежнему остаются перебои в подаче тепла и электроэнергии.
«Основным проблемным вопросом стали плановые и внеплановые отключения электроэнергии, из-за которых переставали работать насосы, котельные. Как следствие, это приводило к отсутствию отопления и горячего водоснабжения», – отметил руководитель инспекции.
С. Касьянов также подчеркнул, что проблемы возникают и от незаконного переустройства собственниками систем отопления и перепланировки квартир. «Если соседи над вами сделали себе тёплый пол, то велика вероятность, что у вас отопления не будет», – заключил он и подтвердил это цифрами. Так, инспекцией было выявлено более 50 случаев незаконной перепланировки в Дагестане.
Судя по решительному настрою руководителя жилищной инспекции по РД, в текущем году подобных выявленных фактов может быть значительно больше.