100 лет пьесе Г. Саидова «Лудильщики»


Сто лет тому назад жарким летним днем 1914 года высоко в горах в селении Кази-Кумух состоялась премьера первой дагестанской социальной драмы «Къалайчитал» («Лудильщики»). Ее написал студент Московского коммерческого института, будущий дагестанский революционер и просветитель Гарун Саидов, которого в 1919 году расстреляли белоказаки.
«Къалайчитал» — это пьеса о лакских кустарях, звериной эксплуатации ими подмастерьев, о судьбе жестоких, темных, жадных к наживе и беспомощных лудильщиков-калайчи», — писал составитель «Дагестанской антологии» 1934 года Э.Капиев в предисловии ко второй картине драмы «Лудильщики», опубликованной им в антологии.
Взяв за основу действия открытый социальный конфликт, лишенный какой бы то ни было внешней занимательности, Г.Саидов в своем первом же драматургическом опыте отказывается от весьма выгодного, тысячекратно использованного другими приема. В его пьесе отсутствуют чрезвычайно выигрышные козыри: нет любовной интриги и ни одного женского образа, которыми широко пользуются в практике мировой драматургии.
Вместе с тем действие драмы Г.Саидова развивается чрезвычайно остро, раскрывая захватывающую коллизию.
С самого начала Г.Саидов характеризует своих героев, давая каждому лаконичную ремарку-определение возраста, внешности и какой-то характерной черты, присущей данному персонажу.
Показывая нечеловеческие условия быта и тяжелый труд лудильщиков, жестокое обращение с подмастерьями, их жизнь впроголодь, автор выявляет причину враждебных отношений между ними.
В ряду других актуальных проблем, поднятых в пьесе Г.Саидова «Лудильщики», остро стоит проблема денежных отношений, всепоглощающей, всепроникающей власти денег. Власть «золотого тельца» коснулась всех слоев общества. Даже в горах, где к вопросам чести, мужского достоинства всегда относились щепетильно, жажда обогащения обратила в прах многовековые нравственные понятия.
Эти и другие животрепещущие вопросы, поднятые в пьесе Г.Саидова, сделали ее актуальной и востребованной. Рождение национальной драмы способствовало появлению первых ростков национального театра – кумухского литературно-драматического кружка, ставшего толчком к рождению Лакского театра, который вступил в свое 80-летие.
Гулизар Султанова
Статьи из «Культура»
История на кончиках пальцев

Великому подвигу посвящается!

Очередная премьера

Гений танца

Он живёт балетом

Мечтал устроить рай на земле

Покорили сердца петербуржцев

Мы пишем летопись Победы!

Линия плюс форма

Наш ответ «Османам»
