X
08:03 25.10.2014

100 лет пьесе Г. Саидова «Лудильщики»

Сто лет тому назад жарким летним днем 1914 года высоко в горах в селении Кази-Кумух состоялась премьера первой дагестанской социальной драмы «Къалайчитал» («Лудильщики»). Ее написал студент Московского коммерческого института, будущий дагестанский революционер и просветитель Гарун Саидов, которого в 1919 году расстреляли белоказаки.

«Къалайчитал» — это пьеса о лакских кустарях, звериной эксплуатации ими подмастерьев, о судьбе жестоких, темных, жадных к наживе и беспомощных лудильщиков-калайчи», — писал составитель «Дагестанской антологии» 1934 года Э.Капиев в предисловии ко второй картине драмы «Лудильщики», опубликованной им в антологии.

Взяв за основу действия открытый социальный конфликт, лишенный какой бы то ни было внешней занимательности, Г.Саидов в своем первом же драматургическом опыте отказывается от весьма выгодного, тысячекратно использованного другими приема. В его пьесе отсутствуют чрезвычайно выигрышные козыри: нет любовной интриги и ни одного женского образа, которыми широко пользуются в практике мировой драматургии.

Вместе с тем действие драмы Г.Саидова развивается чрезвычайно остро, раскрывая захватывающую коллизию.

С самого начала Г.Саидов характеризует своих героев, давая каждому  лаконичную ремарку-определение возраста, внешности и какой-то характерной черты, присущей данному персонажу.

Показывая нечеловеческие условия быта и тяжелый труд лудильщиков, жестокое обращение с подмастерьями, их жизнь впроголодь, автор выявляет причину враждебных отношений между ними.

В ряду других актуальных проблем, поднятых в пьесе Г.Саидова «Лудильщики», остро стоит проблема денежных отношений, всепоглощающей, всепроникающей власти денег. Власть «золотого тельца» коснулась всех слоев общества. Даже в горах, где к вопросам чести, мужского достоинства всегда относились щепетильно, жажда обогащения обратила в прах многовековые нравственные понятия.

Эти и другие животрепещущие вопросы, поднятые в пьесе Г.Саидова, сделали ее актуальной и востребованной. Рождение национальной драмы способствовало появлению первых ростков национального театра – кумухского литературно-драматического кружка, ставшего толчком к рождению Лакского театра, который вступил в свое 80-летие.

Гулизар Султанова

Статьи из «Культура»

История на кончиках пальцев

18
Книжные выставки «Этот День Победы», «Солдат. Война. Победа»… На них представлена...

Великому подвигу посвящается!

88
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Очередная премьера

13
Драматический спектакль «Следы на земле» по одноименной пьесе Умурахил Шапиевой Даргинский...

Путь к Великой Победе: трагический и героический

29
Музыка всегда сопровождала советских...

Гений танца

19
На его счету множество авторских постановок, основывающихся на фольклоре Дагестана и...

Он живёт балетом

88
На следующей неделе, 29 апреля, профессиональный праздник всех, кто не представляет своей...

Мечтал устроить рай на земле

5
Один из пяти осужденных на смертную казнь декабристов Кондратий Рылеев признавался жене,...

Покорили сердца петербуржцев

12
В Северной столице зазвучали горские мотивы – Дагестанский государственный театр кукол по...

«На два дня вы забудьте про меня…»

44
В марте этого года ушел из жизни талантливый певец и...

Мы пишем летопись Победы!

62
С первых же дней начала спецоперации на Украине журналисты «Дагестанской правды» начали...

Линия плюс форма

10
Светотень, заполняя пространство, высвечивая контурные образы, таинственным образом смещая...

Наш ответ «Османам»

232
Ох уж эта мода на иностранные сериалы! Во времена моего детства все просто фанатели от...