Купить PDF-версию
18:00 | 19 октября, Вс
X
08:03 25.10.2014

100 лет пьесе Г. Саидова «Лудильщики»

Сто лет тому назад жарким летним днем 1914 года высоко в горах в селении Кази-Кумух состоялась премьера первой дагестанской социальной драмы «Къалайчитал» («Лудильщики»). Ее написал студент Московского коммерческого института, будущий дагестанский революционер и просветитель Гарун Саидов, которого в 1919 году расстреляли белоказаки.

«Къалайчитал» — это пьеса о лакских кустарях, звериной эксплуатации ими подмастерьев, о судьбе жестоких, темных, жадных к наживе и беспомощных лудильщиков-калайчи», — писал составитель «Дагестанской антологии» 1934 года Э.Капиев в предисловии ко второй картине драмы «Лудильщики», опубликованной им в антологии.

Взяв за основу действия открытый социальный конфликт, лишенный какой бы то ни было внешней занимательности, Г.Саидов в своем первом же драматургическом опыте отказывается от весьма выгодного, тысячекратно использованного другими приема. В его пьесе отсутствуют чрезвычайно выигрышные козыри: нет любовной интриги и ни одного женского образа, которыми широко пользуются в практике мировой драматургии.

Вместе с тем действие драмы Г.Саидова развивается чрезвычайно остро, раскрывая захватывающую коллизию.

С самого начала Г.Саидов характеризует своих героев, давая каждому  лаконичную ремарку-определение возраста, внешности и какой-то характерной черты, присущей данному персонажу.

Показывая нечеловеческие условия быта и тяжелый труд лудильщиков, жестокое обращение с подмастерьями, их жизнь впроголодь, автор выявляет причину враждебных отношений между ними.

В ряду других актуальных проблем, поднятых в пьесе Г.Саидова «Лудильщики», остро стоит проблема денежных отношений, всепоглощающей, всепроникающей власти денег. Власть «золотого тельца» коснулась всех слоев общества. Даже в горах, где к вопросам чести, мужского достоинства всегда относились щепетильно, жажда обогащения обратила в прах многовековые нравственные понятия.

Эти и другие животрепещущие вопросы, поднятые в пьесе Г.Саидова, сделали ее актуальной и востребованной. Рождение национальной драмы способствовало появлению первых ростков национального театра – кумухского литературно-драматического кружка, ставшего толчком к рождению Лакского театра, который вступил в свое 80-летие.

Гулизар Султанова

Статьи из «Культура»

Традиции – фундамент для инноваций

3
Национальный музей Дагестана им. А. Тахо-Годи встретил...

«Книжные доктора»: герои невидимого фронта

8
Книгочеи знают: в шелесте желтоватых...

Анка-пулеметчица и Дагестан

91
Актриса Варвара Мясникова стала невероятно популярной благодаря одной роли. Конечно же, это...

Гениальный поэт и храбрый офицер

16
Михаил Юрьевич Лермонтов (на снимке) был гениальным...

Дирижер стал почетным горцем

20
В культурной жизни Дагестана произошло значимое и, без...

Светлый мир добра

4
В читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки...

В стране легенд и преданий

11
Журналист, краевед, педагог – это всё о нем, о Булаче Имадутдиновиче Гаджиеве (на снимке)....

Сказка, ожившая на сцене

15
Дагестанские кукольники подарили маленьким зрителям и их родителям особенную премьеру –...

Каждая книга – отдельная история

11
Книжный фестиваль «Тарки-Тау» давно стал культурным...

Уникальное наследие Аскара-Сарыджи

24
Он является создателем памятников Сулейману...

Освещая путь другим

4
В читальном зале отдела краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки...