100 лет пьесе Г. Саидова «Лудильщики»
Сто лет тому назад жарким летним днем 1914 года высоко в горах в селении Кази-Кумух состоялась премьера первой дагестанской социальной драмы «Къалайчитал» («Лудильщики»). Ее написал студент Московского коммерческого института, будущий дагестанский революционер и просветитель Гарун Саидов, которого в 1919 году расстреляли белоказаки.
«Къалайчитал» — это пьеса о лакских кустарях, звериной эксплуатации ими подмастерьев, о судьбе жестоких, темных, жадных к наживе и беспомощных лудильщиков-калайчи», — писал составитель «Дагестанской антологии» 1934 года Э.Капиев в предисловии ко второй картине драмы «Лудильщики», опубликованной им в антологии.
Взяв за основу действия открытый социальный конфликт, лишенный какой бы то ни было внешней занимательности, Г.Саидов в своем первом же драматургическом опыте отказывается от весьма выгодного, тысячекратно использованного другими приема. В его пьесе отсутствуют чрезвычайно выигрышные козыри: нет любовной интриги и ни одного женского образа, которыми широко пользуются в практике мировой драматургии.
Вместе с тем действие драмы Г.Саидова развивается чрезвычайно остро, раскрывая захватывающую коллизию.
С самого начала Г.Саидов характеризует своих героев, давая каждому лаконичную ремарку-определение возраста, внешности и какой-то характерной черты, присущей данному персонажу.
Показывая нечеловеческие условия быта и тяжелый труд лудильщиков, жестокое обращение с подмастерьями, их жизнь впроголодь, автор выявляет причину враждебных отношений между ними.
В ряду других актуальных проблем, поднятых в пьесе Г.Саидова «Лудильщики», остро стоит проблема денежных отношений, всепоглощающей, всепроникающей власти денег. Власть «золотого тельца» коснулась всех слоев общества. Даже в горах, где к вопросам чести, мужского достоинства всегда относились щепетильно, жажда обогащения обратила в прах многовековые нравственные понятия.
Эти и другие животрепещущие вопросы, поднятые в пьесе Г.Саидова, сделали ее актуальной и востребованной. Рождение национальной драмы способствовало появлению первых ростков национального театра – кумухского литературно-драматического кружка, ставшего толчком к рождению Лакского театра, который вступил в свое 80-летие.
Гулизар Султанова