X
08:03 25.10.2014

100 лет пьесе Г. Саидова «Лудильщики»

Сто лет тому назад жарким летним днем 1914 года высоко в горах в селении Кази-Кумух состоялась премьера первой дагестанской социальной драмы «Къалайчитал» («Лудильщики»). Ее написал студент Московского коммерческого института, будущий дагестанский революционер и просветитель Гарун Саидов, которого в 1919 году расстреляли белоказаки.

«Къалайчитал» — это пьеса о лакских кустарях, звериной эксплуатации ими подмастерьев, о судьбе жестоких, темных, жадных к наживе и беспомощных лудильщиков-калайчи», — писал составитель «Дагестанской антологии» 1934 года Э.Капиев в предисловии ко второй картине драмы «Лудильщики», опубликованной им в антологии.

Взяв за основу действия открытый социальный конфликт, лишенный какой бы то ни было внешней занимательности, Г.Саидов в своем первом же драматургическом опыте отказывается от весьма выгодного, тысячекратно использованного другими приема. В его пьесе отсутствуют чрезвычайно выигрышные козыри: нет любовной интриги и ни одного женского образа, которыми широко пользуются в практике мировой драматургии.

Вместе с тем действие драмы Г.Саидова развивается чрезвычайно остро, раскрывая захватывающую коллизию.

С самого начала Г.Саидов характеризует своих героев, давая каждому  лаконичную ремарку-определение возраста, внешности и какой-то характерной черты, присущей данному персонажу.

Показывая нечеловеческие условия быта и тяжелый труд лудильщиков, жестокое обращение с подмастерьями, их жизнь впроголодь, автор выявляет причину враждебных отношений между ними.

В ряду других актуальных проблем, поднятых в пьесе Г.Саидова «Лудильщики», остро стоит проблема денежных отношений, всепоглощающей, всепроникающей власти денег. Власть «золотого тельца» коснулась всех слоев общества. Даже в горах, где к вопросам чести, мужского достоинства всегда относились щепетильно, жажда обогащения обратила в прах многовековые нравственные понятия.

Эти и другие животрепещущие вопросы, поднятые в пьесе Г.Саидова, сделали ее актуальной и востребованной. Рождение национальной драмы способствовало появлению первых ростков национального театра – кумухского литературно-драматического кружка, ставшего толчком к рождению Лакского театра, который вступил в свое 80-летие.

Гулизар Султанова

Статьи из «Культура»

Открывая Махачкалу заново

26
В Дагестане на протяжении ряда последних лет наблюдается туристический бум. Но при этом...

«Архив Ахульго». История с продолжением

10
«Историк излагает факты, народ рассказывает,...

В кадре многоликий Дагестан

18
Рабочие будни Заида Хамидова – дежурство у мониторов Единой диспетчерской службы в...

Афродита, полюбившая Порт-Петровск

8
Где бы она ни была – в Москве, Берлине, Кабуле – ее везде...

«Речемузыка» зазвучала в театрах Дагестана

9
Как спортсменам необходимы регулярные...

Лето с раскрасками

7
Лето – это прекрасная пора для детей. Можно посвятить своё свободное время для развития...

Театр поэзии: другой Твардовский

10
Год 80-летия Великой Победы продолжается, а значит,...

Две пары, одна судьба

97
Под ласковыми лучами июльского солнца, в день, когда вся Россия чествует семью, любовь и...

Новое дыхание фронтовой классики

52
Говорить правду о войне языком театра, да еще и силами...

Кинусайга по-ногайски

52
Удивительная картина из лоскутков ткани и кувшин из джута привлекли моё внимание на...

Квинтессенция будущего

22
Многообразные декоративные формы и образы, словно созданные самой природой,...