Купить PDF-версию
04:53 | 24 декабря, Вт
Махачкала
X
09:47 19.10.2023

120 лет – возраст обновления

Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр им. Сулеймана Стальского за свою почти 120-летнюю историю переживал разные творческие периоды. Более 400 спектаклей, большей частью по произведениям дагестанских и северокавказских драматургов, обращение к зарубежной классике говорят о крепкой репертуарной основе, на которой стоит любой национальный театр. Однако в последние годы Лезгинский драматический претерпевает изменения, и прежде всего в репертуарной политике, выходя из тесных рамок узконациональной тематики.

О жизни театра и наиболее ярких постановках рассказала нашей газете его директор Динара Эминова (на снимке).

– Я работаю в театре 7 лет, и за это время на нашей сцене вышли очень значимые и, считаю, качественные спектакли знаменитых и таких разнохарактерных драматургов: «Эзоп» Гильерме Фигейредо, «Я, бабушка, Илико и Илларион» Нодара Думбадзе, «Выстрел на рассвете» Ивана Буковчана, «Дом, где всё кувырком» Альваро Портеса, «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского, «Невеста из Имеретии» Бориса Рацера и Владимира Константинова, «Две стрелы» Александра Володина, «Женитьба» Николая Гоголя и другие.

И чтобы внести в творческий процесс свежую струю, мы старались задействовать опытных профессиональных режиссеров из других театров. У нас работали Алисултан Батыров, Георгий Тавадзе, Скандарбек Тулпаров, Владимир Жуков, Дмитрий Павлов. Это дало возможность нашим актерам подняться на ступеньку выше, почувствовать новизну иных подходов в решении режиссерских задач и ощутить на себе результаты таких экспериментов: полные залы на премьерах и неизменный интерес к спектаклям приглашенных режиссеров говорят за себя.

– Значит ли это, что театр уже определился со своими дальнейшими задачами?

– Могу сказать, что есть четкое понимание необходимости корректировки творческого курса и эстетических принципов театра. Ясно, что надо привлекать талантливых национальных драматургов, омолодить актерский состав. Нам нужны сильные режиссеры и сценографы.

– Как будет формироваться репертуар?

– Репертуар – один из показателей художественного уровня театра, его лицо. Мы составляем репертуар, учитывая различные эстетические принципы. В приоритете и классические, и современные – отечественные и зарубежные – спектакли.

Известный режиссер Питер Брук предлагал мировым театрам рациональную модель репертуарной политики. По его мнению, одну часть репертуара должна составлять национальная классика, другую часть – лучшие пьесы современной мировой драматургии, завоевавшие зрительские симпатии, 10–15 процентов отводится на произведения экспериментального характера, ну а 40 % постановок должны быть кассовыми спектаклями, приносящими доход театру. На мой взгляд, это самая эффективная модель формирования репертуара, и ее нам надо внедрять.

– В сознании многих театр – для развлекательного досуга. Почему так популярны комедийные постановки?

– Я склонна думать, что мы, люди театра, формируем и воспитываем вкус зрителя. Комедии нужны, вопрос в том, какие. Спектакль должен вызывать у зрителя чувство сопереживания, сотворчества, требовать мыслительной отдачи, ведь это диалог зрителя со сценой. Ориентация на зрительские потребности, зачастую упрощенные, путь в никуда для режиссера.

Режиссеры-постановщики прокладывают сложные ассоциативные ряды, играют с символикой, потому зрителю необходимо самостоятельно многое додумать, домыслить и досказать. Не думаю, что от классической трагедии или драмы пострадают чувства и ожидания зрителя и, не дождавшись второго акта, он покинет зал. Практика как раз доказывает обратное.

– Спектаклем «Весы» Е. Гришковца режиссера Дмитрия Павлова завершился ваш летний сезон. Постановка далека от классической драматургии. Насколько Лезгинский театр был готов к эксперименту?

– Я не ждала эксперимента, если мы говорим о жанре «Весов». Люблю творчество Гришковца как актера, драматурга и режиссера, поэтому к выбору постановки подошла весьма охотно.

Относительно «Весов» всё очень конкретно и более чем жизненно. Скорее эта пьеса про обстоятельства, которые позволяют нам где-то посмеяться, где-то не скупиться на слезу. Добрая, полная любви, надежды и таинства – всё это про пьесу Евгения Гришковца. Остальное остается подвластным режиссерской интерпретации.

– У вас есть свой любимый спектакль из репертуара театра?

– Не хочу выделять отдельно чьи-то работы, каждая постановка рождается большим трудом, творчески и духовно затратно. В каждой свой язык, своя пластика, архитектоника, эмоциональная партитура. Для нас многие спектакли эпичны как по задумке, так и по сценическому воплощению, и для актеров это большой опыт. Идейно цельные и художественно завершенные постановки говорят о профессионализме театра.

– В наши дни театр это еще и площадка для общественно значимых мероприятий. Как задействована лезгинская сцена?

– Ежегодно мы ставим концерт-спектакль «Яран Сувар», посвященный традиционному национальному празднику лезгин. У нас проходят творческие, юбилейные и памятные вечера, вот, например, к 85-летию известного лезгинского поэта Алирзы Саидова, 85-летию и 90-летию заслуженного артиста РСФСР Багиша Айдаева, народных артистов Дагестана Фаризат Зейналовой, Зерифы Кухмазовой, Мамеда Мамедова, Шихабдуллы Закерьяева и др. Готовим программы общественно-просветительского характера, непосредственно участвуем в общественной жизни всего Дагестана. Театр активно работает над реализацией таких приоритетных творческих проектов Министерства культуры республики, как «Культура – детям Дагестана», «Мастера сцены – жителям Дагестана», «Творческий десант». Ежегодно участвуем в государственных программах РД проведением мероприятий подпрограммы «Профилактика и противодействие проявлениям экстремизма в Республике Дагестан», ставим спектакли антинаркотической направленности для учащейся молодежи и выезжаем с ними в разные районы республики.

– Театр помогает молодым актерам?

– У нас сложились дружеские рабочие отношения с театральным институтом им. Бориса Щукина, и мы имеем возможность направить наших молодых актеров на целевое обучение. А фонд «Возрождение Дербента» готов оказать им материальную помощь, чтобы обеспечить проживание в общежитии и питание. Надо сказать, что фонд вот уже три года помогает и театру. На эти средства мы обновили мебель, у нас полностью оборудована однокомнатная гостиница при театре для приглашенных режиссеров.

– Есть ли господдержка?

– В рамках партийного проекта Минкультуры России «Культура малой родины» мы получаем федеральную субсидию на поддержку театров малых городов. Это дало нам возможность укрепить материально-техническую базу, сделать техническое переоснащение большой сцены и обновить автопарк. Помогло и Министерство культуры РД. За счет средств республиканского бюджета сделали ремонт здания театра, приобрели автомобиль для перевозки декораций, что позволяет расширить географию гастролей. У нас есть возможность приглашать именитых режиссеров, художников из разных городов России, создавать качественные декорации и костюмы.

– Через год исполняется 120 лет со дня показа первого спектакля лезгинскими энтузиастами, то есть создания лезгинской труппы, и 90 лет со дня присвоения нынешнего статуса театру. Как вы готовитесь к юбилейным событиям?

– Будет издана книга об истории нашего театра. Идет работа над составлением антологии лезгинской драматургии и энциклопедии Лезгинского театра, собираются видеоматериалы. В скором времени в печать должны поступить серии книг о деятелях театра, ставших яркими фигурами лезгинской культуры и искусства.

– А что ждет зрителей в новом сезоне?

– Планируем комедию «Андро и Сандро» Георгия Хугаева в постановке нашего главного режиссера Казбека Думаева. Это пьеса про «войну и мир» двух стариков. Такой вот непримиримый «лад» в юмористической оправе. Сцена скажет намного больше…

– Можно личный вопрос?

– Да, конечно.

– Директор театра – ваша первая руководящая должность и новая для вас сфера деятельности. Трудно было поначалу?

– Это большая ответственность, многое было непонятным и немыслимым. Много загвоздок, преодоление которых требовало решительности и смелости. Ошибки были неизбежны, но в этом вся прелесть работы, чтобы научиться понимать и разбираться в новом для тебя деле и профессионально стойко держаться.

– Успехов вам на этом пути и новых побед театру.

Похожие

Вся гамма человеческих чувств

107
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Мистическая комедия

50
На сцене Лезгинского театра показали спектакль «Женитьба» по одноимённой пьесе Н. В. Гоголя....

О тех, кого не спалила война

24
В Лезгинском театре 2020 год начался с очень интересной премьеры «Я, бабушка, Илико и Илларион»...

Статьи из «Театры»

Сказка ожила на сцене

13
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Комедия с ноткой грусти

95
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

16
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

149
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

19
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

17
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

39
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...

Подарили детям сказку

20
В репертуаре Даргинского театра есть интересные постановки не только для взрослых, но и для...