120 лет – возраст обновления
Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр им. Сулеймана Стальского за свою почти 120-летнюю историю переживал разные творческие периоды. Более 400 спектаклей, большей частью по произведениям дагестанских и северокавказских драматургов, обращение к зарубежной классике говорят о крепкой репертуарной основе, на которой стоит любой национальный театр. Однако в последние годы Лезгинский драматический претерпевает изменения, и прежде всего в репертуарной политике, выходя из тесных рамок узконациональной тематики.
О жизни театра и наиболее ярких постановках рассказала нашей газете его директор Динара Эминова (на снимке).
– Я работаю в театре 7 лет, и за это время на нашей сцене вышли очень значимые и, считаю, качественные спектакли знаменитых и таких разнохарактерных драматургов: «Эзоп» Гильерме Фигейредо, «Я, бабушка, Илико и Илларион» Нодара Думбадзе, «Выстрел на рассвете» Ивана Буковчана, «Дом, где всё кувырком» Альваро Портеса, «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского, «Невеста из Имеретии» Бориса Рацера и Владимира Константинова, «Две стрелы» Александра Володина, «Женитьба» Николая Гоголя и другие.
И чтобы внести в творческий процесс свежую струю, мы старались задействовать опытных профессиональных режиссеров из других театров. У нас работали Алисултан Батыров, Георгий Тавадзе, Скандарбек Тулпаров, Владимир Жуков, Дмитрий Павлов. Это дало возможность нашим актерам подняться на ступеньку выше, почувствовать новизну иных подходов в решении режиссерских задач и ощутить на себе результаты таких экспериментов: полные залы на премьерах и неизменный интерес к спектаклям приглашенных режиссеров говорят за себя.
– Значит ли это, что театр уже определился со своими дальнейшими задачами?
– Могу сказать, что есть четкое понимание необходимости корректировки творческого курса и эстетических принципов театра. Ясно, что надо привлекать талантливых национальных драматургов, омолодить актерский состав. Нам нужны сильные режиссеры и сценографы.
– Как будет формироваться репертуар?
– Репертуар – один из показателей художественного уровня театра, его лицо. Мы составляем репертуар, учитывая различные эстетические принципы. В приоритете и классические, и современные – отечественные и зарубежные – спектакли.
Известный режиссер Питер Брук предлагал мировым театрам рациональную модель репертуарной политики. По его мнению, одну часть репертуара должна составлять национальная классика, другую часть – лучшие пьесы современной мировой драматургии, завоевавшие зрительские симпатии, 10–15 процентов отводится на произведения экспериментального характера, ну а 40 % постановок должны быть кассовыми спектаклями, приносящими доход театру. На мой взгляд, это самая эффективная модель формирования репертуара, и ее нам надо внедрять.
– В сознании многих театр – для развлекательного досуга. Почему так популярны комедийные постановки?
– Я склонна думать, что мы, люди театра, формируем и воспитываем вкус зрителя. Комедии нужны, вопрос в том, какие. Спектакль должен вызывать у зрителя чувство сопереживания, сотворчества, требовать мыслительной отдачи, ведь это диалог зрителя со сценой. Ориентация на зрительские потребности, зачастую упрощенные, путь в никуда для режиссера.
Режиссеры-постановщики прокладывают сложные ассоциативные ряды, играют с символикой, потому зрителю необходимо самостоятельно многое додумать, домыслить и досказать. Не думаю, что от классической трагедии или драмы пострадают чувства и ожидания зрителя и, не дождавшись второго акта, он покинет зал. Практика как раз доказывает обратное.
– Спектаклем «Весы» Е. Гришковца режиссера Дмитрия Павлова завершился ваш летний сезон. Постановка далека от классической драматургии. Насколько Лезгинский театр был готов к эксперименту?
– Я не ждала эксперимента, если мы говорим о жанре «Весов». Люблю творчество Гришковца как актера, драматурга и режиссера, поэтому к выбору постановки подошла весьма охотно.
Относительно «Весов» всё очень конкретно и более чем жизненно. Скорее эта пьеса про обстоятельства, которые позволяют нам где-то посмеяться, где-то не скупиться на слезу. Добрая, полная любви, надежды и таинства – всё это про пьесу Евгения Гришковца. Остальное остается подвластным режиссерской интерпретации.
– У вас есть свой любимый спектакль из репертуара театра?
– Не хочу выделять отдельно чьи-то работы, каждая постановка рождается большим трудом, творчески и духовно затратно. В каждой свой язык, своя пластика, архитектоника, эмоциональная партитура. Для нас многие спектакли эпичны как по задумке, так и по сценическому воплощению, и для актеров это большой опыт. Идейно цельные и художественно завершенные постановки говорят о профессионализме театра.
– В наши дни театр это еще и площадка для общественно значимых мероприятий. Как задействована лезгинская сцена?
– Ежегодно мы ставим концерт-спектакль «Яран Сувар», посвященный традиционному национальному празднику лезгин. У нас проходят творческие, юбилейные и памятные вечера, вот, например, к 85-летию известного лезгинского поэта Алирзы Саидова, 85-летию и 90-летию заслуженного артиста РСФСР Багиша Айдаева, народных артистов Дагестана Фаризат Зейналовой, Зерифы Кухмазовой, Мамеда Мамедова, Шихабдуллы Закерьяева и др. Готовим программы общественно-просветительского характера, непосредственно участвуем в общественной жизни всего Дагестана. Театр активно работает над реализацией таких приоритетных творческих проектов Министерства культуры республики, как «Культура – детям Дагестана», «Мастера сцены – жителям Дагестана», «Творческий десант». Ежегодно участвуем в государственных программах РД проведением мероприятий подпрограммы «Профилактика и противодействие проявлениям экстремизма в Республике Дагестан», ставим спектакли антинаркотической направленности для учащейся молодежи и выезжаем с ними в разные районы республики.
– Театр помогает молодым актерам?
– У нас сложились дружеские рабочие отношения с театральным институтом им. Бориса Щукина, и мы имеем возможность направить наших молодых актеров на целевое обучение. А фонд «Возрождение Дербента» готов оказать им материальную помощь, чтобы обеспечить проживание в общежитии и питание. Надо сказать, что фонд вот уже три года помогает и театру. На эти средства мы обновили мебель, у нас полностью оборудована однокомнатная гостиница при театре для приглашенных режиссеров.
– Есть ли господдержка?
– В рамках партийного проекта Минкультуры России «Культура малой родины» мы получаем федеральную субсидию на поддержку театров малых городов. Это дало нам возможность укрепить материально-техническую базу, сделать техническое переоснащение большой сцены и обновить автопарк. Помогло и Министерство культуры РД. За счет средств республиканского бюджета сделали ремонт здания театра, приобрели автомобиль для перевозки декораций, что позволяет расширить географию гастролей. У нас есть возможность приглашать именитых режиссеров, художников из разных городов России, создавать качественные декорации и костюмы.
– Через год исполняется 120 лет со дня показа первого спектакля лезгинскими энтузиастами, то есть создания лезгинской труппы, и 90 лет со дня присвоения нынешнего статуса театру. Как вы готовитесь к юбилейным событиям?
– Будет издана книга об истории нашего театра. Идет работа над составлением антологии лезгинской драматургии и энциклопедии Лезгинского театра, собираются видеоматериалы. В скором времени в печать должны поступить серии книг о деятелях театра, ставших яркими фигурами лезгинской культуры и искусства.
– А что ждет зрителей в новом сезоне?
– Планируем комедию «Андро и Сандро» Георгия Хугаева в постановке нашего главного режиссера Казбека Думаева. Это пьеса про «войну и мир» двух стариков. Такой вот непримиримый «лад» в юмористической оправе. Сцена скажет намного больше…
– Можно личный вопрос?
– Да, конечно.
– Директор театра – ваша первая руководящая должность и новая для вас сфера деятельности. Трудно было поначалу?
– Это большая ответственность, многое было непонятным и немыслимым. Много загвоздок, преодоление которых требовало решительности и смелости. Ошибки были неизбежны, но в этом вся прелесть работы, чтобы научиться понимать и разбираться в новом для тебя деле и профессионально стойко держаться.
– Успехов вам на этом пути и новых побед театру.