Купить PDF-версию
03:44 | 08 сентября, Вс
Махачкала
X

26 минут о главном в жизни Расула Гамзатова

Леонид Рыжков, режиссёр, сценарист / г. Санкт-Петербург
255

Дагестанский период в жизни режиссёра

Бывают в жизни встречи, которые имеют продолжение, перерастая в дружбу и сотрудничество. Для меня такой стала встреча с режиссёром и сценаристом из Санкт-Петербурга Леонидом Рыжковым (на снимке). Представляя новеллу, посвящённую Расулу Гамзатову, из книги его воспоминаний, хочу немного рассказать о Леониде.

Рыжков появился в Дагестане в начале 2000-х годов. Он тогда работал над фильмом «Рождение точки», и одна из частей трилогии была посвящена истории появления на карте поселка Семендер. От своих коллег из художественного вещания ГТРК «Дагестан» я слышала его фамилию, знала, что он вместе со своим однокурсником по ЛГИТМиКу режиссером Курбаном Ибрагимовым работают над фильмом к юбилею народного поэта Дагестана Расула Гамзатова. 8 сентября 2003 года, в день рождения всеми любимого поэта, этот фильм должен быть показан на Первом федеральном! Для меня, начинающего телевизионщика, это было событие, достойное тихой профессиональной зависти.

Встретиться и познакомиться со сценаристом и режиссером Леонидом Александровичем Рыжковым нам довелось позже, в 2011 году. Он тогда в нашей республике набирал группу студентов-заочников для учебы в Санкт-Петербургском институте, где преподавал на кафедре режиссуры кино и телевидения. Поступить туда было предложено и мне.

На тот момент у меня уже было два образования и любимая работа на ТВ и должность шеф-редактора. Конечно, некоторое время я была в раздумьях: «А надо ли, когда у тебя уже взрослые дети и тебе за сорок с хвостиком?». Пообщавшись с Леонидом Рыжковым, я поняла, что не просто «надо», а необходимо! Ведь я так же, как он, очень люблю свою работу. Режиссерская группа из Дагестана набралась небольшая – пять человек. Годы учебы в Питере для нас были очень насыщенными. А для Леонида Рыжкова Дагестан стал родным и по-настоящему теплым местом, где у него есть друзья. Бывшие его студенты превратились в коллег, с которыми было объезжено много горных дорог и создано немало фильмов о республике и людях. В том числе и фильм к юбилею Дербента на семи языках народов Дагестана. Но своим лучшим фильмом Леонид Александрович считает фильм о Расуле Гамзатове.

Гулера Камилова

 

Фильм начался с отказа Гамзатова сниматься. «Эх, тебя бы мне встретить лет на десять пораньше», – сказал он при первой нашей встрече у него в доме. Это было последнее гамзатовское лето, и он ложился в больницу подправить здоровье перед юбилеем. Я позвонил в Москву на «Первый канал» и сказал, что фильма не будет. Лето было жарким, море теплым и чистым, и мы на следующий день пошли на пляж загорать. Как только легли, вдруг звонок: «Приезжайте! Он вас зовёт на интервью!». Мы схватили камеру, мою полупрофессиональную камеру, срочно купили к ней штатив и помчались в больницу. Он нас встретил по-боевому. Был готов рассказывать и рассказывать обо всё, что нас интересовало. Мы проговорили больше двух часов. Потом встретились ещё раз после больницы и снимали его уже дома.

Это интервью и стало основой фильма. Надо сказать, что в советское время Гамзатова снимали часто. К каждому его десятилетнему юбилею был фильм, который потом показывали по всей стране. Но в них историю его жизни рассказывал за него автор за кадром, а то и приглашённый актер чуть ли не от первого лица. Почему?… Но в своём фильме мы эту традицию нарушили: Гамзатов сам рассказывал о себе и делал это без всякой редактуры и так, как хотел. Вместе со мной над фильмом работали мой друг, дагестанский режиссёр и продюсер Курбан Ибряев, и его школьный друг продюсер и тогда один из руководителей ФК «Анжи» Омар Магомедов. К этому времени они вместе сняли замечательный двухсерийный документальный фильм об Али Алиеве. И вот такой компанией мы и приступили к работе. Но сегодня я бы добавил в нашу творческую группу самого Расула Гамзатовича. Ему понравилась и сама идея и, видимо, то, как я ему ответил на вопрос: «Как задумал фильм?». На него я честно ему ответил «Расул Гамзатович, в 26 минут (именно столько дали на фильм продюсеры «Первого канала») я про все Ваши 80 лет не расскажу. Этот фильм будет Вашим рассказом о том, что вы считаете главным в своей жизни. А ещё, моё впечатление от встречи с вами». Он согласно кивнул. И больше вопросов не задавал, но старался быть ярким, убедительным и позитивным. Ему было не просто, но он не привык сдаваться. После первого интервью в больнице он задал ещё один вопрос: «Как собираешься назвать фильм?». Я знал, что есть традиция называть фильмы о нём строкой из какого-нибудь известного стихотворения. И хоть были у меня свои варианты, я сказал, что ещё не знаю. Тогда он сказал: «Назови просто «Расул Гамзатов». Я так и сделал. Через много лет я прочитал в замечательной книге Шапи Казиева из серии «Жизнь замечательных людей» о Гамзатове, что он просил и на памятнике своём написать также просто. Мне кажется, это говорит очень много о нём, как о человеке. А человек он был замечательный, как и поэт. Он умел быть одновременно и простым, и убедительным. В финале Гамзатов говорит: «У поэта три темы главные в творчестве: время, Родина и любовь». Этим трём темам не только в творчестве, но и в жизни Гамзатова и посвящен фильм.

Слушать рассказы Расула Гамзатовича было одно удовольствие. Не всё, конечно, вошло в фильм. Уж больно короток. Например, отвечая на вопрос о дружбе народов, он сказал, что конечно она была, да и есть, ведь все народы хорошие. И стал перечислять все национальности, входящие в СССР, и вдруг, дойдя до украинцев, он остановился и покачал головой. На мой недоуменный взгляд сказал только одну фразу: «Они нас с русскими поссорить хотели». Я не стал уточнять, что он имел в виду, хотя и не понял. Но вот прошло десять лет, и как-то всё стало понятней. Просто какое-то пророчество Гамзатова. Они встречаются и в стихах Гамзатова. Не понимаю только почему их порой называют «энциклопедией дагестанской жизни»? Почему «дагестанской»? Просто «энциклопедией жизни». На них любой детей воспитывать может. Почти всех ленинградцев, теперь петербуржцев, водили в Летний сад, и мы играли вокруг памятника баснописца, дедушки, как мы его называли в детстве, Крылова. Читают же их дети разных народов и чему-то учатся все. Вот если бы был в Махачкале в парке памятник, где Гамзатов сидит с книжкой, да такой, чтоб дети ему на коленки залезть могли, то и его бы звали дедушка Расул. Симпатичная, как мне кажется, фантазия родилась.

Я в Дагестане снимаю уже двадцать лет. Есть ученики, двое из которых уже удостоены звания «заслуженный». Вместе с ребятами, которые у меня учились, мы сняли десяток фильмом об известных дагестанцах. Среди них фильмы об Абдулнасире Дибирове, Исламе Казиеве, Абдулзагире Мусаеве, Владимире Тагирове, Рамазане Абдулатипове. Я очень благодарен ему, что он помог появиться фильму в эфире. Нашёлся, мягко говоря, глупец среди сотрудников, который стал говорить, мол вот нельзя выпускать фильм, потому что Гамзатов плохо говорит по-русски. Говорил Расул Гамзатович прекрасно, а мыслил ещё лучше. Посмотрите фильм и убедитесь сами. Когда об этой ситуации узнал Рамазан Гаджимурадович, просто, как говорится, грудью бросился на амбразуру, напряг всех и вся – и фильм вышел без переделок и подпечаток.

А то, что это была напраслина, говорит история того, как он появился в эфире «Первого канала». Сейчас об этом вспоминать даже приятно, а тогда думал, что меня удар хватит. Накануне юбилейного дня смотрю в газете программу передач и не вижу фильма в сетке вещания. Звоню на канал Светлане Колосовой (сейчас она директор дирекции документального кино «Первого канала», а тогда была рядовой сотрудницей, но во всём поддерживала фильм и нас). Она на мой вопрос, где фильм, говорит, чтобы я не волновался. Я не волнуюсь, раз так сказано. Вот и юбилейный день пришёл. Я знал, что Путин должен прилететь в Махачкалу, и часов в 11-12 они встретятся с Гамзатовым. Поздравления там и тому подобное. Но в 12-часовом выпуске нет ничего об их встрече. Одной строкой ведущий только обозначил, что сегодня у Гамзатова юбилей. И о фильме ничего. Мне звонят из Махачкалы, я звоню на «Первый канал», а ответ один: «Не волнуйтесь!». Но не волноваться с каждым часом всё труднее и труднее. И так до 18-часового выпуска. А в нём первой, главной и единственной темой встреча Гамзатова и всей его семьи с Путиным в Сочи. Оба весёлые и радостные. Понятно, у них ведь большой всероссийский праздник. А у меня, да и у всех, кто делал и был причастен к работе над фильмом, какой может быть праздник?! Ужас один! И чуть не сердечный приступ! И вдруг в самом конце выпуска ведущая говорит: «В нашей программе произошли изменения. Сразу за нашим выпуском вы увидите фильм «Расул Гамзатов». Все программы сдвинуты и поверх сетки идёт фильм. Говорят, что таких случаев до этого на «Первом канале», где сетка вещания — это закон, до этого не было. Но удивительно, что фильм увидело очень много людей. А для меня и моего друга Курбана Ибряева было приятным ещё и то, что фильм увидел наш мастер курса профессор Владимир Николаевич Карпов. Дело в том, что он снял очень хороший фильм к сорокалетию Расула Гамзатова, и один эпизод перекочевал в фильм к восьмидесятилетию, который сняли мы – его ученики. Это эпизод кульминационный – работа Расула Гамзатова с переводчиком Яковом Козловским над стихотворением о дружбе. Гамзатов читает по-аварски, а потом делает сразу русский подстрочник для переводчика.

Гамзатов и Козловский были друзьями и одногруппниками в Литературном институте. Думаю, поэтому они так хорошо понимали друг друга. Это помогало их совместной работе над стихами. Такая же дружеская атмосфера царила и у нас в работе. Наверное, это и помогло фильму получиться таким целостным и убедительным. Вроде 26 минут и немного, но в нём есть всё, и о времени, в котором жил Расул Гамзатов, и о Родине – большой – Советском Союзе и малой – ауле Цада, и о любви всей его жизни к своей жене Патимат и своим трём дочкам. Фильм заканчивается стихотворением:

Я воду пил из многих речек,
Но вспоминал в горах родник.
Без клекота аварской речи
Я онемел бы через миг.
И за отеческим пределом
Достойно, кажется, всегда
Я представлял державу в целом,
Кавказец родом из Цада.
Но кое-кто не видит ровно,
Что на пиру и в дни страды
Она во всем единокровна –
Судьба аула и страны.

Вот как просто и глубоко пишет Расул Гамзатов. Актуально и для нас сегодняшних!

Век телевизионного фильма обычно короток. Многие покажут пару раз и в лучшем случае вспомнят через десятилетие. Этот повторяют каждый год на протяжении уже двадцати лет. Мои студенты смотрят и спрашивают меня, а неужели правда 20 лет назад это снято. И удивляются и нашим разговорам с Расулом Гамзатовым, и его стихам, мудрым и понятным каждому. Хотя песню «Журавли» знают и молодые все наизусть! И спеть могут! Награды получать за сделанное, конечно, приятно, но такая долгая жизнь фильма это лучшая награда для режиссёра и сценариста, мне кажется.

По сути с этого фильма и началась для меня творческая тема под названием «Дагестан». Которая развилась в педагогику: я набрал и выпустил целевую группу студентов-дагестанцев. Очень помогала директор ГТРК «Дагестан» Луиза Алиханова. Они успешно закончили обучение в Санкт-Петербурге по специальности «режиссёр кино и телевидения» и успешно работают в Дагестане. Двое уже заслуженных: Гулера Камилова и Лаура Джамалова. Обе уже руководители структурных подразделений в своих телекомпаниях. Вместе с ребятами я снял десяток фильмов, и каждый второй как их учебную работу. То есть без финансирования. Кстати и учились они без финансовой поддержки республики. В целом, вместе мы хорошо потрудились! И дружим до сих пор. Я бываю у них в гостях, мне ребята показывают удивительный Дагестан. Надеюсь, что сниму ещё фильмы. Пара задумок у меня есть. Дело за малым: снять!

Расулу Гамзатову

* * *

Журавли собираются в стаю,
И летят над родной стороной.
Вижу их и его вспоминаю.
Он ушел в свой полёт неземной.

Был он разным: и нежным, и страстным…
Был как Родина, был и как век…
Только не был неверным и праздным.
Настоящий, как жизнь, человек!

И на песни он был очень скорым.
Пел для всех и всегда от души.
Песни были высоки как горы!
И как моря простор широки!

И была среди них одна песня,
Очень грустная, про журавлей.
А теперь будто с ними он вместе
В том строю среди верных друзей.

Надо мной он летит, где б я не был,
Этой песней великой своей.
Точно, хочет понять, глядя с неба,
А достойны ль мы тех журавлей?

Хоть не просто, мы будем стараться
Жить по чести, по совести жить.
Жизнь прожить, как к вершине подняться!
Жизнь прожить – море в шторм переплыть!

Статьи из «Газета «Горцы»»

Героиня минувших дней

14
Умукюрсюн Мантаева родилась в селении Эндирей Хасавюртовского района в известной...

Однажды на сенокосе

7
Мой отец всю свою жизнь, не считая военные годы, работал старшим чабаном колхозных отар. В то...

Сказания Тлепша (по мотивам адыгского фольклора)

8
Из пещеры-кузницы Тлепша2 валят тяжелые...

Под тенью орла

12
Магомед Мусаев — поэт, член Молодежного совета при Министерстве культуры РД, председатель...