X
10:10 22.07.2025

А если бы не это фото?..

Выпуск - 2025 104
5

Иногда один случайный кадр меняет всё. Фотография, сделанная в нужный момент, способна не просто запечатлеть историю, но и спасти её от забвения. Именно это произошло с Абдулхакимом Исмаиловым, одним из первых, кто водрузил Красное Знамя на рейхстаге в мае 1945 года. Об этом мог бы никто не узнать, если бы не фото Евгения Халдея, запечатлевшего тот момент.

Спектакль «Знамя Победы» Кумыкского музыкально-драматического театра имени
А.-П. Салаватова, созданный по документальной драме народного писателя Дагестана Гебека Конакбиева, посвящен 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Особенно трогает в этой истории то, что Абдулхаким Исмаилов долгие годы оставался в тени: полвека о его подвиге официально не вспоминали, и лишь в 1990-е правда восторжествовала. Благодаря исследованиям и свидетельствам удалось доказать, что именно он был одним из первых, кто водрузил Знамя Победы над рейхстагом.

В 1996 году фронтовику присвоили звание Героя Российской Федерации. Его пригласили в Москву, где извинились за долгое забвение. Но сам он, истинный герой, отнесся к этому с мудрым спокойствием. После войны вернулся в родное село Чагаротар Хасавюртовского района и всю жизнь трудился простым крестьянином, не требуя ни славы, ни наград.

Эта часть его биографии делает спектакль еще более пронзительным. В нем не только показан подвиг солдата, но и подняты темы скромности, достоинства и несправедливости забвения. История Исмаилова – напоминание о том, сколько еще неизвестных героев войны так и не получили заслуженного признания.

Спектакль был воплощён на сцене режиссёром-постановщиком и художественным руководителем театра народным артистом России Айгумом Эльдаровичем Айгумовым. Его творческий подход и глубокая работа с материалом сделали постановку не исторической реконструкцией, а живым, эмоциональным повествованием о подвиге и человеческой судьбе.

В «Знамени Победы» он сумел передать масштаб военных событий, не теряя при этом личностной истории ветерана.

Режиссёр бережно сохранил историческую основу пьесы, подчеркнув важность восстановления справедливости в отношении героя, через сценические решения (музыкальное оформление Багу Абакаровой, сценография Магомеда Моллакаева) зритель ощущает и ужас войны, и торжество Победы, и горькую цену забвения.

Айгумов органично вплел в спектакль культурные мотивы, показывая, что Победа ковалась усилиями всех народов СССР. Благодаря режиссуре спектакль получился мощным, трогательным и актуальным.

Массовая сцена на вокзале – не фон, а живой организм. Гул голосов, обрывки реплик, смех, переходящий в сдавленные рыдания – кажется, будто каждый зритель стоит на этом перроне, чувствуя ладонью холодок вагона. Актёры не «играют» толпу – они проживают её: вот безрукий солдат, сожалеющий, что потерял руку в начале войны и не имеет возможности продолжить бить фашистов; вот девушка Лида, разыскивающая того, кто спас ее, вынеся из-под огня сражения. И где-то среди них – молодой Абдулхаким, пока не знающий, что этот поезд увезёт как его, так и всех их прежние жизни…

Здесь нет второстепенных ролей. Каждый герой – живой, дышащий, со своей болью и надеждой. Каждая судьба вплетается в общую ткань повествования, создавая удивительную гармонию, где даже тишина между репликами звучит пронзительно. И особенно потрясает двойной портрет Исмаилова в исполнении Арсена Исаева – юного, полного огня, и седовласого, несущего груз прожитых лет. Будто один человек, раздвоенный временем, смотрит на себя из прошлого…

Генерал в исполнении заслуженного артиста России Имаметдина Акаутдинова – достойный полководец. Воплощает в себе лучшие качества военачальника: стратегический ум, ответственность за подчиненных и непоколебимую волю к победе. За его строгостью скрывается тяжесть решений, ведь за каждым приказом стоят жизни солдат.

Лида (Гульжанат Джалилова) – воплощение милосердия и стойкости. Символ надежды для бойцов. Несмотря на ужасы войны, она продолжает делать свое дело, показывая, что героизм бывает и без оружия.

Экзальтированная вдова Бурлият Ибавова – «огонь в пепле», яркая, почти утрированная – жесты широкие, речь чуть ускоренная, смех с налётом истеричности. Вдова кокетлива, но в ее глазах – пустота.

Юный боец Ковалёв в исполнении Алибека Гаджиева – «смех сквозь слёзы». Невероятно живой – прыгает, как щенок, постоянно шутит, даже под огнём. Символ несбывшегося – он слишком молод для этой войны.

Эти образы создают многослойную драматургию, где переплетаются мужество и страх, любовь и потеря, милосердие и жертвенность.

Спектакль – не просто история одного героя. Это памятник всем, кого не дождались, чьих фотографий нет в альбомах, чьи имена стёрлись из документов. Ансамбль играет так, будто берёт зрителя за руку и ведёт через годы, говоря: «Посмотри, они были такими же, как ты». А фото Исмаилова в финале – не точка, а многоточие. Ведь память – не стена с портретами, а огонь, который можно передать.

Статьи из «Культура»

Поэзия, ставшая судьбой

9
Союз Станислава Сущевского и Фаины Графченко сравним с двумя нотами одного аккорда. Он –...

Шамиль и его сын

5
Итальянские режиссеры Виктор Туржанский и Джорджо Ривалто сняли 65 лет назад эпический приключенческий фильм под названием «Казаки». В центре сюжета – имам Шамиль...

Мечта с галочкой

67
Когда десятилетняя Настя из их фильма гналась за синей галочкой в соцсетях, сестры и не...

Детские «почему» и сказочные истории

8
Почему у слона такой длинный хобот? Откуда у жирафа...

Культура выходит на улицы

7
Познакомить жителей республики с талантливыми музыкантами и художниками, показать...

Снежная свадьба в горах…

8
Ровно 45 лет назад на советские телеэкраны вышла музыкальная кинокомедия «Снежная свадьба»...

Журавлиный клин, Расулу Гамзатову…

11
Вот она, эта книга: более шестисот страниц текста, посвящённого великому Расулу. Великому? Должен признаться, при жизни Расула...

Чародейка Александра и ее «Экипаж»

34
Актриса Александра Яковлева стала известной на всю...

Татьяна и казаки

205
Недавно в Махачкале состоялась премьера документального фильма «Казаки бригады «Терек» о...

«Речемузыка» зазвучала в театрах Дагестана

23
Как спортсменам необходимы регулярные...

Открывая Махачкалу заново

39
В Дагестане на протяжении ряда последних лет наблюдается туристический бум. Но при этом...

«Архив Ахульго». История с продолжением

39
«Историк излагает факты, народ рассказывает,...