X
10:10 22.07.2025

А если бы не это фото?..

Выпуск - 2025 № 104
73

Иногда один случайный кадр меняет всё. Фотография, сделанная в нужный момент, способна не просто запечатлеть историю, но и спасти её от забвения. Именно это произошло с Абдулхакимом Исмаиловым, одним из первых, кто водрузил Красное Знамя на рейхстаге в мае 1945 года. Об этом мог бы никто не узнать, если бы не фото Евгения Халдея, запечатлевшего тот момент.

Спектакль «Знамя Победы» Кумыкского музыкально-драматического театра имени
А.-П. Салаватова, созданный по документальной драме народного писателя Дагестана Гебека Конакбиева, посвящен 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Особенно трогает в этой истории то, что Абдулхаким Исмаилов долгие годы оставался в тени: полвека о его подвиге официально не вспоминали, и лишь в 1990-е правда восторжествовала. Благодаря исследованиям и свидетельствам удалось доказать, что именно он был одним из первых, кто водрузил Знамя Победы над рейхстагом.

В 1996 году фронтовику присвоили звание Героя Российской Федерации. Его пригласили в Москву, где извинились за долгое забвение. Но сам он, истинный герой, отнесся к этому с мудрым спокойствием. После войны вернулся в родное село Чагаротар Хасавюртовского района и всю жизнь трудился простым крестьянином, не требуя ни славы, ни наград.

Эта часть его биографии делает спектакль еще более пронзительным. В нем не только показан подвиг солдата, но и подняты темы скромности, достоинства и несправедливости забвения. История Исмаилова – напоминание о том, сколько еще неизвестных героев войны так и не получили заслуженного признания.

Спектакль был воплощён на сцене режиссёром-постановщиком и художественным руководителем театра народным артистом России Айгумом Эльдаровичем Айгумовым. Его творческий подход и глубокая работа с материалом сделали постановку не исторической реконструкцией, а живым, эмоциональным повествованием о подвиге и человеческой судьбе.

В «Знамени Победы» он сумел передать масштаб военных событий, не теряя при этом личностной истории ветерана.

Режиссёр бережно сохранил историческую основу пьесы, подчеркнув важность восстановления справедливости в отношении героя, через сценические решения (музыкальное оформление Багу Абакаровой, сценография Магомеда Моллакаева) зритель ощущает и ужас войны, и торжество Победы, и горькую цену забвения.

Айгумов органично вплел в спектакль культурные мотивы, показывая, что Победа ковалась усилиями всех народов СССР. Благодаря режиссуре спектакль получился мощным, трогательным и актуальным.

Массовая сцена на вокзале – не фон, а живой организм. Гул голосов, обрывки реплик, смех, переходящий в сдавленные рыдания – кажется, будто каждый зритель стоит на этом перроне, чувствуя ладонью холодок вагона. Актёры не «играют» толпу – они проживают её: вот безрукий солдат, сожалеющий, что потерял руку в начале войны и не имеет возможности продолжить бить фашистов; вот девушка Лида, разыскивающая того, кто спас ее, вынеся из-под огня сражения. И где-то среди них – молодой Абдулхаким, пока не знающий, что этот поезд увезёт как его, так и всех их прежние жизни…

Здесь нет второстепенных ролей. Каждый герой – живой, дышащий, со своей болью и надеждой. Каждая судьба вплетается в общую ткань повествования, создавая удивительную гармонию, где даже тишина между репликами звучит пронзительно. И особенно потрясает двойной портрет Исмаилова в исполнении Арсена Исаева – юного, полного огня, и седовласого, несущего груз прожитых лет. Будто один человек, раздвоенный временем, смотрит на себя из прошлого…

Генерал в исполнении заслуженного артиста России Имаметдина Акаутдинова – достойный полководец. Воплощает в себе лучшие качества военачальника: стратегический ум, ответственность за подчиненных и непоколебимую волю к победе. За его строгостью скрывается тяжесть решений, ведь за каждым приказом стоят жизни солдат.

Лида (Гульжанат Джалилова) – воплощение милосердия и стойкости. Символ надежды для бойцов. Несмотря на ужасы войны, она продолжает делать свое дело, показывая, что героизм бывает и без оружия.

Экзальтированная вдова Бурлият Ибавова – «огонь в пепле», яркая, почти утрированная – жесты широкие, речь чуть ускоренная, смех с налётом истеричности. Вдова кокетлива, но в ее глазах – пустота.

Юный боец Ковалёв в исполнении Алибека Гаджиева – «смех сквозь слёзы». Невероятно живой – прыгает, как щенок, постоянно шутит, даже под огнём. Символ несбывшегося – он слишком молод для этой войны.

Эти образы создают многослойную драматургию, где переплетаются мужество и страх, любовь и потеря, милосердие и жертвенность.

Спектакль – не просто история одного героя. Это памятник всем, кого не дождались, чьих фотографий нет в альбомах, чьи имена стёрлись из документов. Ансамбль играет так, будто берёт зрителя за руку и ведёт через годы, говоря: «Посмотри, они были такими же, как ты». А фото Исмаилова в финале – не точка, а многоточие. Ведь память – не стена с портретами, а огонь, который можно передать.

Статьи из «Культура»

Как актер Моргунов на баране катался

1
В 60-70-х годах Евгений Моргунов вместе с Георгием...

Самый острый ум Аварии

23
Гамзат Цадаса был первым аварским сатириком, баснописцем и драматургом, а еще проявил себя...

Дочь степи

15
Ногайская писательница Бийке Исхаковна Кулунчакова (на снимке) – автор многих сборников...

Режиссер хотел удивить зрителя

10
В 1983 году на экраны страны вышла криминальная драма «Мираж»....

Краски жизни и голоса эпохи

9
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Новый взгляд на классику

11
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...

10 лет мечте Расула Гамзатова

40
Десять лет для театра – много или мало? А если он необычный, каких в нашей стране раз-два и...

Ихтиандр, который не испугался акул

69
Сценарий фантастического фильма «Человек-амфибия»...

Секреты художественного мира

15
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Культурная палитра огромной страны

16
Межрегиональный фестиваль традиционной культуры «Мы...

Главный персонаж – сам режиссер

26
В 1980 году молодой дагестанский режиссер Асхаб Абакаров...