А как же культура?
В силу обстоятельств не попал на балетный спектакль «Асият» Мурада Кажлаева по поэме Расула Гамзатова «Горянка», о чем до сих пор очень сожалею. Неизвестно, когда еще представится такая возможность: увидеть балет, к созданию которого причастны наши выдающиеся земляки и балетмейстер с мировым именем, народный артист СССР Олег Виноградов.
Белой завистью завидую тем, кто смотрел премьеру, и не совсем понимаю тех, кто пропустил ее в силу каких-то личных убеждений. А как же культура, искусство, литература?
Вспоминаю лекции незабвенного Камиля Ханмурзаева, заслуженного деятеля науки РД, профессора Даггосуниверситета, любимого преподавателя всех студентов.
– Книги читать надо, ребята, – говорил он нам, – литература дает толчок мысли, заставляет тебя задуматься над вечными проблемами бытия. И вообще чтение книг обогащает внутренний мир человека, расширяет его, избавляет от суеверий, предрассудков, которых, к сожалению, полным-полно в нашей жизни. Человек начинает шире смотреть на вещи, он может понять и принять разные точки зрения, поскольку начитанные люди больше склонны к компромиссу.
По прошествии лет в интервью «ДП» Камиль Гамидович рассказывал, что у него были хорошие учителя, да и литературу в то время изучали немного по-другому: пройдет занятие по Грибоедову или Пушкину, обязательно все это заканчивалось сочинением. Последний двоечник знал наизусть монолог Чацкого из «Горе от ума», письмо Онегина к Татьяне. Знали Маяковского, Лермонтова, Некрасова, потому что заставляли учить, закладывали знания. Со школьной скамьи он помнил стихотворения, к которым в последующем специально не возвращался.
Мне повезло: у меня тоже были хорошие учителя. И в университете, и в школе. И это никак не влияло на нашу успеваемость в школе, занятия борьбой. Было интересно, никто ничего не навязывал.
Старшее поколение – наши родители, по их же рассказам, много чем интересовалось: и в футбол играли, и на концерты ходили, и в читальных залах сидели. Всё успевали. И не случайно в большинстве они своем скептически относятся к речам всякого рода говорунов, находя тех слишком навязчивыми, считая мракобесами. Им в принципе чужд этот узкий средневековый дух. Потому что прекрасно понимают: с высокой трибуны эти товарищи говорят удобную для них «правду», извращая тем самым психику, сознание людей. Укореняется, к сожалению, и мода копаться в чужом белье. Ну какая разница, сколько домов, квартир, машин, яхт приобрел, будучи на хлебном месте, вороватый чиновник? За это в любом случае отвечать ему – перед законом и Всевышним. Нет, надо обязательно пропиариться на этой теме.
Одно дело, если речь идет о недопустимости западной идеологии: однополых браков, других нарушений традиционных устоев человека, которые ни к чему хорошему, очевидно, не приведут. Тут мы, нормальные люди, независимо от убеждений, можем ставить вопрос радикально: достоин ли человек, совершающий безнравственные поступки, жить в обществе, находиться рядом с нами? Но недопустимо, когда приверженцы крайних взглядов ставят под сомнение традиции, культуру… Ведь культура по большому счету – это генетический код нации, наши нравственные и материальные ценности, умения, знания…
Слово – Заиду Абдулагатову, заведующему отделом социологии Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН:
– В советский период у нас была совсем другая культура, и она доминировала. Сегодня религиозные лидеры хотят, чтобы человек смотрел на всё через сакральные тексты, через Коран, Библию и т.д. Таким образом, традиционную культуру сводят к религиозной культуре. Взять те же свадьбы – раньше они всегда проходили весело, играла музыка. По религиозным канонам это недопустимо. Я не выступаю против религиозной культуры, но здесь важно помнить: мы живем в светском государстве, религия ни в коем случае не должна определять поведение человека. Каждый сам решает, что ему ближе. А исконную дагестанскую культуру надо сохранить, – убежден наш собеседник.
Сохранить и развивать.