А в наши дни не так?
Лакский государственный музыкально-драматический театр им. Э. Капиева представил вниманию своего зрителя музыкальную драму «Камалил Башир» по мотивам одноимённой пьесы Абасила Магомеда. Спектаклем, в основе которого лежит известная народная легенда о благородном и мужественном юноше-красавце из селения Чох, театр завершил свой большой фестиваль национальной драматургии, который стартовал в середине января.
Сюжет постановки зиждется на древнем предании, рассказывающем о любви, красоте и величии души. Несмотря на то, что действие спектакля происходит в древнем Дагестане, темы, поднятые в нём, проблемы, которые существовали тогда в обществе, актуальны, безусловно, и сегодня. Одна из главных целей спектакля, по мнению дагестанского театроведа Гулизар Султановой, – показать обществу, как порой жестоки мужчины к женщинам. Недаром эти мысли вложены в уста одного из главных героев – Али, который обращается к аульчанам с вопросами: «Почему мужчина может любить, а женщина – нет? Она разве не человек?», «Почему мы не ценим своих женщин, ведь от них пошло все живое? Наши матери – тоже женщины!». Но если его слова и нашли отзвук в зрительских сердцах, то в пьесе собравшиеся на годекане люди их всерьёз не воспринимают. В то время это, видимо, было слишком рано.
Тема, связанная с главным героем, наводит зрителя на философские размышления.
«Герой, не похожий на всех, новое лицо, которое смотрит на мир совсем по-другому. Камалил Башир увидел в женщине личность, он воспевает ее. Его современники были удивлены таким отношением к женщине – он не мог обидеть, нагрубить ни одной из них. Он прекрасен не только своим ликом, но и духовным началом – это человек, который родился раньше своего времени, поэтому общество не готово принять его», – отметила Г. Султанова.
Герой, который отличается от всех своими мыслями, возвышенными, наполненными поэзией чувствами, отличается еще и роковой красотой, которая впоследствии становится причиной его смерти. Глядя на то, как общество относится к этому не похожему ни на кого юноше, понимаешь, как отвергаются люди и мысли, возникающие в неподходящую эпоху. Смотришь на творящийся на сцене хаос непонимания и невольно проводишь аналогии с днём сегодняшним, задаёшься вопросом: «А разве в наши дни не так?». «Так», – отвечаешь сам себе. Только, может, немного изменились, усовершенствовались средства расправы.
Финал пьесы весьма символичен. Главный герой страдает из-за того, что явился предметом раздора в селе, поэтому просит отца убить его. Ибо и после смерти не хочет оставлять своим родителям кровника. Даже в конце жизни он остаётся благородным. Поэтому из конфликта с аульчанами в итоге выходит победителем: его душа в отличие от них осталась чистой. Недаром его могила, по легенде, стала местом паломничества.
Режиссерами-постановщиками драмы «Камалил Башир» стали народный артист Дагестана Аслан Магомедов и заслуженный артист России Муса Оздоев, украсивший постановку великолепными танцевальными номерами. Чарующие, словно дышащие историей, помогающие зрителям перенестись в инобытие древнего Дагестана декорации к спектаклю создал заслуженный художник Дагестана Ибрагим-Халил Супьянов. Ну и, конечно же, невозможно представить столь драматичного действа без музыки. Сильную, наполненную невыразимой в словах мощью музыку к спектаклю написал народный артист России Ширвани Чалаев.
Спектакль «Камалил Башир» – не единственная постановка в репертуаре Лакского театра, основанная на национальном фольклоре и национальной литературе. За многие десятилетия на сцене поставлено множество произведений, которые раскрывают самые разные периоды дагестанской истории, рассказывают о легендах и преданиях Страны гор, знакомят с произведениями классиков дагестанской литературы. В этом году, в свой 85-летний юбилей, коллектив театра решил представить зрителю все эти постановки и познакомить дагестанцев с родной драматургией. Стартовал фестиваль еще в начале января с вручения внутритеатральной премии года имени заслуженных артистов РФ Садыка Магомедова и Шагун Ибрагимовой. Победителями большинства номинаций стали молодые артисты.
Далее в течение месяца фестивальная программа радовала дагестанцев спектаклями исторического и патриотического звучания, яркими музыкальными комедиями, пьесами о жизни и судьбе знаменитых поэтов, злободневными произведениями, поднимающими остросоциальные проблемы, трогательными историями любви, постановками по мотивам национального фольклора… Это «Лудильщики» Г.Саидова, «Казикумухская серенада» К.Мазаева, «Щаза из Куркли» Х.Халилова и Г.Султановой, «Патимат из Кумуха» и «Кровь и слезы» С. Касумова, «Баран на балконе» В.Эфендиева. Каждая постановка – фрагмент эпохи, отражение национального характера горцев.