X
08:08 11.02.2021

А в наши дни не так?

Лакский государственный музыкально-драматический театр им. Э. Капиева представил вниманию своего зрителя музыкальную драму «Камалил Башир» по мотивам одноимённой пьесы Абасила Магомеда. Спектаклем, в основе которого лежит известная народная легенда о благородном и мужественном юноше-красавце из селения Чох, театр завершил свой большой фестиваль национальной драматургии, который стартовал в середине января.

Сюжет постановки зиждется на древнем предании, рассказывающем о любви, красоте и величии души. Несмотря на то, что действие спектакля происходит в древнем Дагестане, темы, поднятые в нём, проблемы, которые существовали тогда в обществе, актуальны, безусловно, и сегодня. Одна из главных целей спектакля, по мнению дагестанского театроведа Гулизар Султановой, – показать обществу, как порой жестоки мужчины к женщинам. Недаром эти мысли вложены в уста одного из главных героев – Али, который обращается к аульчанам с вопросами: «Почему мужчина может любить, а женщина – нет? Она разве не человек?», «Почему мы не ценим своих женщин, ведь от них пошло все живое? Наши матери – тоже женщины!». Но если его слова и нашли отзвук в зрительских сердцах, то в пьесе собравшиеся на годекане люди их всерьёз не воспринимают. В то время это, видимо, было слишком рано.

Тема, связанная с главным героем, наводит зрителя на философские размышления.

«Герой, не похожий на всех, новое лицо, которое смотрит на мир совсем по-другому. Камалил Башир увидел в женщине личность, он воспевает ее. Его современники были удивлены таким отношением к женщине – он не мог обидеть, нагрубить ни одной из них. Он прекрасен не только своим ликом, но и духовным началом – это человек, который родился раньше своего времени, поэтому общество не готово принять его», – отметила Г. Султанова.

Герой, который отличается от всех своими мыслями, возвышенными, наполненными поэзией чувствами, отличается еще и роковой красотой, которая впоследствии становится причиной его смерти. Глядя на то, как общество относится к этому не похожему ни на кого юноше, понимаешь, как отвергаются люди и мысли, возникающие в неподходящую эпоху. Смотришь на творящийся на сцене хаос непонимания и невольно проводишь аналогии с днём сегодняшним, задаёшься вопросом: «А разве в наши дни не так?». «Так», – отвечаешь сам себе. Только, может, немного изменились, усовершенствовались средства расправы.

Финал пьесы весьма символичен. Главный герой страдает из-за того, что явился предметом раздора в селе, поэтому просит отца убить его. Ибо и после смерти не хочет оставлять своим родителям кровника. Даже в конце жизни он остаётся благородным. Поэтому из конфликта с аульчанами в итоге выходит победителем: его душа в отличие от них осталась чистой. Недаром его могила, по легенде, стала местом паломничества.

Режиссерами-постановщиками драмы «Камалил Башир» стали народный артист Дагестана Аслан Магомедов и заслуженный артист России Муса Оздоев, украсивший постановку великолепными танцевальными номерами. Чарующие, словно дышащие историей, помогающие зрителям перенестись в инобытие древнего Дагестана декорации к спектаклю создал заслуженный художник Дагестана Ибрагим-Халил Супьянов. Ну и, конечно же, невозможно представить столь драматичного действа без музыки. Сильную, наполненную невыразимой в словах мощью музыку к спектаклю написал народный артист России Ширвани Чалаев.

Спектакль «Камалил Башир» – не единственная постановка в репертуаре Лакского театра, основанная на национальном фольклоре и национальной литературе. За многие десятилетия на сцене поставлено множество произведений, которые раскрывают самые разные периоды дагестанской истории, рассказывают о легендах и преданиях Страны гор, знакомят с произведениями классиков дагестанской литературы. В этом году, в свой 85-летний юбилей, коллектив театра решил представить зрителю все эти постановки и познакомить дагестанцев с родной драматургией. Стартовал фестиваль еще в начале января с вручения внутритеатральной премии года имени заслуженных артистов РФ Садыка Магомедова и Шагун Ибрагимовой. Победителями большинства номинаций стали молодые артисты.

Далее в течение месяца фестивальная программа радовала дагестанцев спектаклями исторического и патриотического звучания, яркими музыкальными комедиями, пьесами о жизни и судьбе знаменитых поэтов, злободневными произведениями, поднимающими остросоциальные проблемы, трогательными историями любви, постановками по мотивам национального фольклора… Это «Лудильщики» Г.Саидова, «Казикумухская серенада» К.Мазаева, «Щаза из Куркли» Х.Халилова и Г.Султановой, «Патимат из Кумуха» и «Кровь и слезы» С. Касумова, «Баран на балконе» В.Эфендиева. Каждая постановка – фрагмент эпохи, отражение национального характера горцев.

Статьи из «Театры»

Вырастить думающую личность

5
Под сводами уютного зала Театра кукол на днях царила особая атмосфера: здесь состоялись...

Новые векторы творческого развития

14
Директор Русского театра им. М. Горького Тимур...

Новый взгляд на классику

20
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...

Детские «почему» и сказочные истории

11
Почему у слона такой длинный хобот? Откуда у жирафа...

«Речемузыка» зазвучала в театрах Дагестана

80
Как спортсменам необходимы регулярные...

Театр поэзии: другой Твардовский

18
Год 80-летия Великой Победы продолжается, а значит,...

Ожерелье для любимой

19
Коллектив Даргинского театра представил яркую премьеру, основанную на повести народного...

Следы на земле

15
В театрах республики проходят показы спектаклей на военную тему, которые становятся данью...

Детский театр. Продолжение следует

42
О том, что в Русском драматическом театре имени М....

Вначале было дело

164
«Что слова? Это просто дополнение к действию» – по такому принципу живёт и работает...

Театральный триумф

40
Чего ожидал двухмиллионный город с богатыми сценическими традициями и насыщенной...