Адиль Адильханов: «Пишу спектакль светом»
– Кем ты хочешь стать?
– Художником по свету в театре.
Согласитесь, не часто можно услышать такой ответ от ребёнка. Профессия эта не входит в число тех, о которых задумываются обычные ребята. А вот если ты сын родителей, буквально сросшихся с театром и пульт управления светом с юных лет в твоих руках послушен и стал кисточкой, которой рисуешь спектакль, то значит ты художник по свету по призванию.
У Адиля Адильханова (на снимке) не только папа с мамой работали театральными осветителями. Его дедушка Валентин Владимирович Марадуда стоял за световым пультом со дня основания Русского театра. А теперь и он сам, уже заслуженный работник культуры РД, продолжает семейное дело, работает художником по свету.
Есть свет рисующий, контровой, портальный, фронтальный. Это целая премудрость – сделать так, чтобы сцена жила, играла, и при этом не приглушить актеров.
Адиль выставляет свет, а ребята-осветители проводят спектакль. Но если постановка сложная или очень ему нравится, то за пульт садится сам. Творчество начинается с того момента, когда вместе с режиссёром и художником продумывает световую палитру спектакля, разрабатывает концепцию света, проходя буквально по мизансценам постановки.
Вы знали, что светом можно показать настоящую любовь между героями или её имитацию? Оказывается, да, чувства подсвечиваются по-разному. А еще важно учесть музыкальное оформление спектакля, свет может дать дополнительный эффект от музыки и не должен идти в диссонанс с ней. Умение передавать чувства светом пришло с опытом. Вернувшись после двух лет армии в театр и увидев обновленную технику, современные технологии, наш герой немного растерялся, но всё получилось. Главное – желать научиться новому.
Адильханов работает с 2003 года и поначалу слышал от главного режиссёра Скандарбека Тулпарова только слова сожаления, что со светом в театре дела обстоят не так хорошо.
Это подстегнуло заняться вплотную самообразованием, поскольку тогда не было специализированных отделений в театральных вузах. Быть внуком высокого профессионала, конечно, греет душу, однако надо было доказать и свою состоятельность.
Адиль стал читать литературу, вошёл во все профессиональные сообщества в соцсетях, не пропускал ни один гастрольный спектакль в родном театре. Позже прошел специализированные онлайн-курсы ГИТИСа. Начитанность и насмотренность сделали свое дело – у него стало получаться.
Сейчас он, пожалуй, один из самых востребованных художников по свету в республике. Ставил спектакли не только в родном Русском, но и в Кумыкском, Лезгинском, Лакском театрах, Дагестанском театре оперы и балета. На его счету, можно сказать, все спектакли Русского театра, популярные у публики: «Кровавая свадьба» Гиви Валиева, «Волчица» Скандарбека Тулпарова в Кумыкском театре, балеты «Асият» и «Золушка», «Последняя цена» в Лакском театре и концерты-спектакли «О тебе я думаю» и «Кармина Бурана» Дмитрия Павлова в Театре оперы и балета.
Его приглашают на большие правительственные концерты и мероприятия республиканского уровня. Он был художником по свету концерта, посвящённого столетию Р. Гамзатова, с которым наша республика побывала во многих городах страны и за рубежом. Дни Дагестана в Париже – тоже работа Адильханова.
Но он всё же недоволен собой. Всегда кажется, что можно было бы сделать лучше, что-то исправить, изменить.
«Зрителю надо видеть ту картинку, которую предполагает спектакль, а все ненужные детали должны оставаться за бортом, – говорит он о своей работе. – Правильно поставленный свет – это нечто такое, что обволакивает, создает приятные ощущения. Если свет хороший, картинка приятная для глаза, зрителю ничто не мешает, не вводит в дискомфорт, он понимает, на кого смотреть, значит, работа художника по свету удалась и он смог правильно расставить акценты, показать главное на сцене».
Адиль с удовольствием вспоминает работу над спектаклем «Ричард III», когда приходилось выстраивать сложный свет и он был занят целыми днями. В недавней премьере театра «Каменный гость» многие зрители отмечали работу художника по свету. Здесь был применен световой занавес – приём, помогающий скрыть смену декораций. Для решения художественных задач театр стал использовать проекцию, позволяющую вводить в ткань постановки видеоряд.
Но всегда ли на сцене нужно что-то мудреное?
Есть спектакли, которые подразумевают сложное построение света, однако это не всегда оправданно. Идеи художника-осветителя не должны перетягивать одеяло на себя, считает Адильханов. Бывает и так, что эти самые идеи помогают режиссеру найти нужный ход в постановке.
На первый взгляд кажется, что спектакли с классическими декорациями ставить проще.
В этом есть доля правды, но и обычный свет требует много внимания.
А если сценография современная, новаторская, задача усложняется. Вместе с тем растет интерес к результату тоже. С приезжими режиссерами всё по-другому. Взять хотя бы лаборатории, когда работать пришлось с молодыми ребятами. У них другое видение сцены. Тут было где разгуляться. Даже если режиссер ставит рамки, простор для творчества бывает всегда.
Главное, чтобы декорации были «светопринимающие». Если картинка на сцене плоская, то неинтересно.
Адиля звали работать в театр «Градский Холл», в Храм Христа Спасителя, вести масштабные концерты. Это другая специфика работы. В спектакле всё должно смотреться компактнее, а на концерте надо учитывать камеры и прочие подобные моменты. Там чувствуешь себя больше технарем. Признается: «Ругаешь театр за поздние репетиции и все равно его любишь».
И Адильханов по-прежнему в родном театре, где он – художник.