Ахульго и его тайны
В Культурно-выставочном центре Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи открылся историко-художественный проект «Архив Ахульго», посвященный теме Кавказской войны в произведениях дагестанских и российских художников ХХ века.
Автор и куратор проекта – заместитель директора музея Джамиля Дагирова – поставила задачу создать полный архив работ художников, которые обращались в своем творчестве к трагическим страницам исторического прошлого Дагестана.
Этот проект будет развиваться и продолжаться в самых различных формах и жанрах. В него войдут не только выставки, но и научные конференции, чтения, арт-резиденции. На открытии выставки Джамиля Дагирова рассказала о том, как появилась идея этой сложной во всех смыслах темы.
– Тема Ахульго стала для меня личной болью, – говорит Дагирова. – Как историк искусства, я много лет занималась исследованием панорамы Франца Рубо «Штурм аула Ахульго», и у меня возникало очень много вопросов. Однажды меня осенило, что были Рубо, Грузинский, еще около сорока художников, которые писали о Кавказской войне и событиях того времени, а потом тишина. Дагестанское изобразительное искусство, которому около 100 лет, мало работало с историей, с баталиями, темой Кавказской войны. От эмоций я пришла к пониманию, что надо начинать собирать архив. А самым главным символом и значимым событием Кавказской войны, сражением, о котором нельзя говорить спокойно, стал штурм Ахульго. Эта тема у всех на слуху, но она слабо изучена. Я считаю, что именно художники должны начать этот разговор. Они должны открывать архивы, тайны.
При этом у выставки очень простая концепция – собрать в едином экспозиционном пространстве все, что было написано по воле сердца о Кавказской войне. В экспозицию вошли знаменитый портрет Кази-Магомеда и картина «Пленение Шамиля» Ибрагимхалила Супьянова, работы и копии мастеров Халилбека Мусаясула, Франца Рубо, Магомед-Каира Юнусилау, Хасбулата Аскар-Сарыджа, Магомеда Моллакаева, Гамида Балиева, Мурада Халилова, Магомеда Дибирова, Татьяны Вагановой (Адыгея), Николая Филатова (Москва) и других авторов. В проекте представлены произведения дагестанских и российских художников из собраний музеев, фондов и частных коллекций: живопись, книжная иллюстрация и графика, инсталляция, скульптура.
В отдельном зале выстроена инсталляция из копии эскиза панорамы Ахульго, которая была сделана в 1997 году в Студии военных художников им. М. Грекова, и огромного зеркала. Встав посреди зала, зритель оказывается внутри пейзажа. Зеркало, по задумке куратора, – своеобразная метафора, и каждый должен задать вопросы сам себе: в чем мы отражаемся, куда смотрим, что видим, что хотим сказать и как относимся к нашей истории?
Открытие было дополнено музыкальными иллюстрациями – произведениями композиторов, которые писали музыку в то время, когда шла Кавказская война. Лауреат международных конкурсов Анна Слатова (Санкт-Петербург) исполнила романс Чайковского «Подвиг», «Павану» Равеля, молитву «Аве Мария» Баха – Гуно и «Оду к радости» Бетховена.