X
08:08 25.08.2020

Актёр без амплуа

Премьера спектакля в Аварском театре впервые прошла без зрителей: популярную народную драму «Али – пленник скал», созданную на основе народной баллады, они смотрели в прямом эфире. Конечно, живое и непосредственное взаимодействие актера и зрителя никакими технологиями не заменить, однако в условиях угрозы распространения коронавируса это единственно правильный выход. О том, чем был обусловлен выбор пьесы и как проходил отбор актерского состава, корреспонденту «ДП» рассказал режиссер-постановщик спектакля, заслуженный артист России Гусейн Казиев.

– Еще в школьные годы я был влюблен в народный фольклор, – делится Гусейн Магомедович. – Сценарий для этой пьесы начал писать в 80-х гг., десять раз переписывал, сжег все варианты, оставив последний. Меня впечатлили сочный язык произведения, исторические события, да и тема, несмотря то, что прошло много времени, остается актуальной.

В первоисточнике («Али, который остался в горах») был только конец произведения, где старшие братья уговаривали героя пойти на соколиную охоту. После долгих уговоров и сомнений Али соглашается и находит в горах свою смерть. В семейную драму в отличие от первоисточника включены персонажи отца, жены, братьев… Действие разворачивается в далекие времена в высокогорном дагестанском ауле. Тогда для того, чтобы выжить, людям приходилось много трудиться. Но, как известно, причина человеческих бед кроется не в материальных и бытовых трудностях, а в нарушении основ, на которых зиждется горское бытие, – почтительное уважение к родителям, сохранение родственных уз и другое.

Драма повествует о том, как жажда наживы и наследства разрушает устои, порочит честь семьи и может привести к трагедии, а отсутствие любви – к братоубийству.

– Что для вас самое сложное в профессии режиссера?

– В отличие от приглашенных режиссеров, необходимости смотреть работы артистов у меня не возникло – я знал способности каждого (Гусейн Казиев работает в театре более 50 лет. – «ДП»). В силу возраста мне было тяжело организовать спектакль, поговорить со всеми службами, цехами, наладить работу с монтировщиками, свето- и звукорежиссерами. Мы привлекли специалистов и профессиональное пультовое оборудование, для выхода в эфир использована многокамерная съемка, обеспечивающая зрителю качественную и разноплановую картину. Для артистов онлайн-представление – абсолютно новый и непривычный формат, но для сохранения и привлечения интереса публики осваиваем цифровую среду.

– По какому принципу подбирали актерский состав? Как проводились репетиции?

– В конце марта – начале апреля мы должны были сдать спектакль. Были готовы костюмы и художественные декорации. Но три месяца пришлось сидеть дома. Звонил ребятам и напоминал, чтобы те читали свои роли. Когда вернулись из карантина, побаивались за свое здоровье, ведь в театре без тактильного контакта никак, но работали.

Есть такое выражение: «Если сам написал пьесу, постановку нужно доверить другому». Режиссером-постановщиком этой пьесы должен был стать Салих Иманголов, ушедший из жизни. Я актер, а не режиссер, но спектакль пришлось ставить мне самому. В режиссеры не рвался, предпочитаю оставаться народным любимцем, которому аплодирует зал.

– Так, получается, это ваш первый режиссерский опыт?

— Нет. До этого я ставил детский спектакль «Воришка», а также спектакль «Контора любви», в память о Салихе Иманголове восстановил «Как похищают красавиц».

– Как добиваетесь того, что вам нужно от актеров?

– Я не из разряда тех, кто объясняет на теории: я показываю, как надо делать свою работу, и ставлю перед труппой задачу. В свою роль надо вжиться настолько, чтоб зритель поверил артисту. Последний должен чувствовать характер персонажа, любить то, что любит герой. Актер в своей карьере должен проходить все этапы взросления – от хулигана-мальчишки до серьезных и статусных ролей. Я сам начинал с роли мальчишки в детском театре, затем перешел на роль младшего брата, после – старшего, дяди. До 50 лет играл молодых героев.

– В каком жанре вы предпочитаете работать?

– Меня считают актером комедийного жанра. Может, поэтому сомневались, что я смогу довести спектакль до логического конца. На самом деле глубоко внутри у комедийного актера – трагедия. Я родился в горах, знаю обычаи, видел много разных ситуаций, слышал рассказы, как убивали из-за наследства. Это наложило свой отпечаток.

А вообще у актера, на мой взгляд, не должно быть предпочтений. Меня часто называют актером без амплуа. Один хороший знакомый сказал как-то: «Гусейну можно доверить все роли».

– Каково ваше мнение о нецензурной лексике в театре?

– Национальный театр должен оставаться чистым и честным, здесь должна действовать самоцензура. В этом плане в Аварском театре с 30-х гг. прошлого века мало что изменилось. Наш народ будет осуждать даже намеки на откровенные сцены, ведь нельзя забывать, что мы – часть исламского мира.

– Коммерческий успех, народное признание или самовыражение – что для вас важнее?

– Самовыражение и народное признание. Главный судья театра – зритель, а сила спектакля – мнение зрителя. Если после просмотра спектакля зритель в следующий раз придет не один – это успех!

– Ваши спектакли можно назвать детищем? Если да, то какой из них самый любимый?

– Действительно, все свои постановки мы должны любить как собственных детей, иначе они от тебя отвернутся. В спектакль нужно вкладывать труд всем – и режиссерам, и артистам, и работникам всех цехов.

– Когда удастся справиться с коронавирусом, зрители снова будут приходить в театр. С какими мыслями они должны уйти после просмотра вашей постановки?

– Надо научиться прощать. Увы, сегодня раздоры в семьях происходят из-за клочка земли, братья и сестры становятся друг другу злейшими врагами из-за наследства, на почве этого происходят несчастные случаи, а то и преступления, чтоб такого не было, важно соблюдать семейные традиции. Для комфорта современному человеку многое надо, но не стоит забывать: материальные блага – не главное.

Статьи из «Театры»

Вся гамма человеческих чувств

110
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Сказка ожила на сцене

14
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Комедия с ноткой грусти

96
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

16
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

149
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

21
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

17
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

40
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

18
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...