Алмакские истории, связанные с творчеством Расула Гамзатова
Выступление в Горьком
Как все знают, в мае 1970 года в Дагестане было землетрясение со страшными последствиями. В связи с этим в 1970-1973 учебные годы Постановлением Верховного Совета РСФСР школьники Казбековского района были направлены на учебу в другие регионы РСФСР и находились в школе-интернате №8 города Горького и в школе-интернате №6 Воронежа на полном государственном обеспечении. Мы, дагестанцы, благодарны советскому народу за протянутую руку братской помощи.
В 1971 году ученик шестого класса Гаджимагомед Гаджимагомедов выступил со стихотворением Расула Гамзатова на одном городском празднике. Подготовила его к выступлению преподаватель Тамара Сергеевна Золотарева (впоследствии директор этой школы).
В горах дагестанских джигиты, бывало,
Чтоб дружбу мужскую упрочить сильней,
Дарили друг другу клинки и кинжалы
И лучшие бурки, и лучших коней.
И я, как свидетельство искренней дружбы,
Вам песни свои посылаю, друзья,
Они – и мое дорогое оружье,
И конь мой, и лучшая бурка моя.
Зал долго аплодировал мальчику.
Роль отца Асият
В 1970-е годы в селении Калининаул группа молодежи, участники художественной самодеятельности во главе с членом Союза журналистов России Ахмадпашой Хайрулаевым (сын фронтовика, поэт, автор книги «Мой любимый Алмак») – поставили пьесу по произведению Р. Гамзатова. Пьеса была настолько интересной, что по их примеру в 1975 году в Калининаульской средней школе преподаватель Райсат Пирахмаевна Арсанбиева организовала постановку «Горянки» школьниками 9 класса. Упомянутый выше Гаджимагомед Гаджимагомедов исполнял роль отца главной героини Асият. Дети выступили перед односельчанами в сельском клубе. Пьеса очень понравилась односельчанам, они просили ещё раз показать ее.
Мечта фронтовика Иванова
В 1982 году при сдаче экзамена по предмету «История КПСС» экзамен принимал ветеран Великой Отечественной войны, фронтовик, полковник в отставке, известный учёный, профессор И.А. Иванов, о котором студенты старших курсов поговаривали, что он очень жесткий и требовательный, но справедливый экзаменатор. Когда после получения билета, подготовившись, Гаджимагомед присел к столу экзаменатора, чтобы ответить на вопросы по билету, Иванов спросил: не из Дагестана ли он, не аварец ли и знает ли Расула Гамзатова?
Затем последовали один за другим ряд вопросов, – что именно Гаджимагомед знает о Расуле Гамзатове, является ли родственником, встречался ли с ним, знает ли о друзьях, о личной жизни Р. Гамзатова?
Гаджимагомед, отвечая на вопросы профессора, вспомнил и прочёл четверостишие Гамзатова Расула:
Ты льешь вино и пьешь
Как царь и повелитель.
Постой, еще поймешь,
Что ты его служитель.
Пить можно всем,
Необходимо только
Знать: где и с кем,
За что, когда и сколько.
Тогда профессор рассказал Гаджимагомеду, что он проходил обучение в Махачкале в военном училище и оттуда начался его боевой путь.
Профессор тепло отзывался о Дагестане, говорил, что частица его сердца осталась на земле Дагестана, что он следит за новостями о Дагестане, радовался, что у него есть книги Расула Гамзатова, но никак не может осуществить свою мечту – приехать в Махачкалу и встретиться с Расулом Гамзатовым.
Из экзаменационного билета он задал Гаджимагомеду один вопрос о количестве электроэнергии в СССР, вернул зачетную книжку, где красовалась оценка «отлично».
На прощание профессор попросил Гаджимагомеда увидеться с Расулом Гамзатовым и передать ему слова приветствия и благодарности.
Журавли
На одной из лекций в институте профессор-фронтовик восхищенно рассказал о песне известного композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева «Журавли», особо отметил первого исполнителя этой песни Марка Бернеса.
Он назвал «Журавли» своеобразным гимном, посвященным солдатам Великой Отечественной войны. Однокурсник Гаджимагомеда П. Дворянкин спросил, откуда автор этих стихов. Ему ответили, пусть расскажет Гаджимагомед, кто автор стихов «Журавли».
После лекции, во время перерыва, к Гаджимагомеду подошел тот однокурсник и попросил передать Р. Гамзатову слова восхищения и благодарности от внука фронтовика. Он рассказал, что его бабушке очень нравится песня «Журавли», она до сих пор ждет своего мужа (дедушку-фронтовика), который пропал без вести в годы Великой Отечественной войны под Курском.
Сколько было матерей, жён, детей во всей нашей стране, которые ждали своих родимых сыновей, любимых мужей, отцов, не веря, что они погибли. Были такие и в Калининауле. Например, Таират Хизриева до самой смерти не верила в гибель своего старшего сына Магомедхабиба Гаджимагомедова. Она надеялась, что сын жив и после войны попал в какую-то другую страну. По соседству с нами жил Адилмирза, который верил в возвращение своего единственного сына, который пропал без вести на фронте. 16-летний почтальон Залимхан присвоил себе почтовые деньги и поехал на места боёв, чтобы отыскать место захоронения своего погибшего на фронте отца. Когда его судили, услышав эту историю, рука судьи дрогнула и арестованного Залимхана не смогли осудить за кражу денег. Взрослому родственнику пришлось найти и вернуть деньги, которые потратил Залимхан в поездках по местам боёв…
От песни Расула Гамзатова «Журавли» вряд ли тогда кто смог бы сдержать слёзы. Эту песню исполняли и на аварском языке. Помню, мы пели её в школе на уроке пения.