Сетевое издание «Дагестанская правда»

00:55 | 09 декабря, Пт

Махачкала

Weather Icon

Архитектор сцены

Театры
A- A+

Детали, прописанные до мельчайших подробностей, особое умение мастерски передавать идею, настроение, стиль и атмосферу спектакля отличали Валерия Васильевича Горского – заслуженного деятеля искусств ДАССР, лауреата Республиканской премии им. Г. Цадасы, дипломанта Всероссийского фестиваля драматургии и театрального искусства народов СССР. Мастер визуального образа, он руководил процессами создания декораций и оформления сценического пространства и оставил нам богатое наследие.

Как, к сожалению, нередко случается, это богатство могло быть предано забвению, если бы не событие, произошедшее в текущем году, – более 400 эскизов декораций и костюмов были переданы в дар Музею истории театров Дагестана (филиал Национального музея РД им. А. Тахо-Годи) его другом и соратником, главным художником Кумыкского музыкально-драматического театра Набиюллой Бамматовым.

– Валерий Васильевич всего себя отдавал Кумыкскому театру, затем творил не покладая рук для Русского, Лакского и Аварского театров, чтобы перевести замысел с плоских рисунков-эскизов на объемные декорации, – рассказывает он.

Супруга Горского после смерти художника передала их Бамматову. Долгое время они хранились в театре.

В ретроспективную выставку «Валерий Горский и дагестанский театр» вошло более 100 произведений автора к 60 спектаклям, созданным в 1940–1980 годах. В экспозиции эскизы декораций, костюмов, элементы бутафории и грима, макеты афиш, программы спектаклей и архивные материалы.

Верный сын Страны гор

Художник родился в 1907 году в Воронеже. В 1930 году окончил Ростовское художественное училище им. М. Б. Грекова, ставил спектакли в разных театрах страны. С 50-х годов прошлого века Горский работал театральным художником в Кумыкском музыкально-драматическом театре и до конца своих дней служил театральному искусству Дагестана.

Он обладал достаточным опытом и талантом, обогащал и расширял режиссерскую идею. Объединяя усилия с талантливыми людьми, с которыми судьба его сводила, сумел достичь невероятных результатов. О творческих пересечениях Валерия Васильевича в день открытия выставки говорили председатель правления Союза музыкантов Дагестана, заслуженный деятель искусств РФ Хан Баширов, генеральный директор Музея-заповедника – этнографического комплекса «Дагестанский аул» Зумруд Сулейманова, художественный руководитель Лакского театра Бадрижат Магомедгаджиева, искусствовед Татьяна Петенина и другие деятели культуры республики.

Судьба свела Валерия Горского с первым дагестанским режиссером Гамидом Рустамовым, народным артистом ДАССР Исаем Сапожниковым, народным артистом ДАССР Сервером Джетере, народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым, советским композитором, заслуженным деятелем искусств РСФСР Готфридом Гасановым. На рукотворных афишах, созданных художником, имена Мурада Кажлаева, Наби Дагирова, Барият Мурадовой, Алима Курумова, Елены Легомениди и других выдающихся музыкантов, актеров и драматургов. По его эскизам были созданы сценические костюмы, в которых блистали Абдул Давыдов, Райганат Бутаева и другие артисты на сцене Лакского театра (спектакль «Женитьба» Н. В. Гоголя, режиссер Валерий Эфендиев).

Декорации к театральным постановкам тогда были условностью, акцент делался на костюмы. Горский показал дагестанскому зрителю иной подход к театру. В создании эскизов костюмов он использовал особенный прием – создавался не просто рисунок одежды на условной фигуре актера, он прописывал характер и лицо. Буквально одевал артистов и не боялся экспериментировать.

Экспрессивно и символично

В каких-то работах Валерия Васильевича мы видим сложные элементы декораций, а где-то всё сведено к минимализму – тот случай, когда от художника требуется совсем немного для «игры на двух стульях».

Горский понимал, что без интересного сценографического решения не бывает интересного спектакля. Ведь сценография неотъемлемая часть спектакля, часть его образной выразительности и, конечно же, видение художника. Отчетливее всего это можно наблюдать в эскизах к известной трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир». По мнению заслуженного артиста РФ Байсолтана Осаева, в шекспировском произведении он реализовал себя в качестве режиссера.

– «Король Лир», к слову, последняя работа в Кумыкском театре, наполнен символизмом. Художник изображает три обрубленные словно молнией стелы – это несбыточные мечты короля. Так экспрессивно сценограф показывает своё отношение к произведению, – выразил свою точку зрения Осаев. – Наследие Горского – отличная школа для художников, которые хотят узнавать и познавать. Я был поражен тем, как скрупулезно Горский собирал свои эскизы, ведь, как правило, художники приносят эскизы и практически забывают о них.

Народный поэт Дагестана Багаутдин Аджиев, говоря о Валерии Васильевиче, отметил простоту его характера и интеллигентность.

– Горский – театральный художник старшего поколения, современные художники многое от него переняли. Мы часто слышим: «макет сделан по пьесе…», но, всматриваясь в его труды, понимаешь, что по декорациям Горского можно создавать пьесы. Он прописывал всё до мелочей, а по штрихам можно было легко узнавать костюмы дагестанских народов. Тесно сотрудничал с моим отцом Анваром Аджиевым. Отец переводил классические произведения для Кумыкского театра, а Горский работал над сценографией.

Кинематографичность в деталях

Валерий Горский в старых афишах Кумыкского театра, как отметил художник-сценограф, живописец, график и фотограф Магомед Моллакаев, присутствует везде.

– Мой дебют в театре – «Давда той» («Свадьба на войне») по пьесе А.-В. Сулейманова, которую Горский готовил в советские годы. В 1976 году в смотре спектаклей Юга России, посвящённом 30-летию Победы в Великой Отечественной войне, за этот спектакль Кумыкский театр был награждён дипломом первой степени. Художник-постановщик вникает во все мелочи. Поражает его отношение к работе, он кинематографичен в деталях. По его макетам и эскизам можно спокойно снимать кино. Горский – человек своей эпохи, смотреть его работы одно наслаждение. Анализируя их, понимаешь, что он несмотря на плодотворную работу не раскрылся до конца. В последних его эскизах мы открываем для себя большого оперного художника, – рассказал Моллакаев.

Валерия Горского не стало в 2002 году, но живо его творческое наследие, на которое опирается современное поколение, костюмы, несущие отпечаток времени и благородное имя талантливого и трудолюбивого горца.

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Театры»