X
08:03 11.07.2025

«Архив Ахульго». История с продолжением

«Историк излагает факты, народ рассказывает, художник высвечивает и обнажает». Эта емкая фраза – ключ к пониманию проекта «Архив Ахульго II», представленного вниманию посетителей культурно-выставочного центра Национального музея РД им. А. Тахо-Годи.

Она схватывает саму его суть: если историческая наука строит хронологию и анализирует документы, а народная память передает эпос и эмоции через поколения, то художник берет на себя иную миссию. Он высвечивает скрытые смыслы, снимая слои идеологии, пафоса, умолчаний и предлагает зрителю увидеть историю заново, через призму личного переживания и художественного осмысления.

Проект «Архив Ахульго II» – осознанный ответ на выявленный культурный дефицит, заключающийся в отсутствии современной визуальной трактовки истории Кавказской вой­ны в изобразительном искусстве Дагестана в ХХ веке. Стоит отметить и то, что панорама Франца Рубо «Штурм аула Ахульго» (1890), которой, к слову, в этом году исполняется 135 лет, долгое время оставалась едва ли не единственным монументальным визуальным свидетельством тех событий, созданным, однако, вне дагестанского контекста и взгляда.

Первая часть выставочного проекта «Архив Ахульго» была представлена в 2018 году и выявила серьёзную проблему: современное дагестанское искусство остро нуждается в собственных, актуальных визуальных интерпретациях событий Кавказской войны. В этой связи с января по июнь 2025 года по инициативе куратора проекта Джамили Дагировой 20 дагестанских художников взялись восполнить этот пробел.

Авторам предстояло порассуждать на темы штурма Ахульго в 1839 году (одного из самых кровопролитных сражений Кавказской войны, ставшего символом героического сопротивления), а также о судьбе панорамы Франца Рубо «Штурм аула Ахульго». Результатом труда художников стал ряд новых произведений в различных техниках и направлениях изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, инсталляция.

Рефлексии о прошлом и настоящем

Один из символических и глубоких объектов выставки на суд гостей представила сама Джамиля Дагирова. В центре выставочной площадки две работы художников прошлого. Они намеренно вывешены таким образом, чтобы посетители могли увидеть лицевую и оборотную сторону картин. Ведь именно оборотная сторона – это то, благодаря чему имя Франца Рубо значится в числе авторов выставочного проекта.

Прочтя исследовательский текст, находящийся рядом с картинами, зритель понимает, что обороты непримечательных картин – это уцелевшие фрагменты грандиозной панорамы Рубо, которая когда-то с успехом демонстрировалась в Европе и России и была приобретена императором Николаем II для своего государства. Благодаря же усилиям Алибека Тахо-Годи она в свое время оказалась в Дагестане. Однако в 1932 году судьба шедевра трагически оборвалась: комиссия постановила его уничтожить. Лишь некоторые живописные фрагменты были тогда срезаны «для изучения», остальное полотно знаменитой панорамы пошло в утиль, а некоторые части были розданы в качестве холстов для повторного пользования местным художникам.

Благодаря кропотливым многолетним изысканиям Джамили Дагировой, были найдены две работы художников прошлого, написанные на тех самых холстах от панорамы Рубо. В рамках выставки «Архив Ахульго II» они впервые представлены публике с историческим рассказом о них. Эти фрагменты служат наглядным и горьким напоминаем людям о том, как под влиянием сиюминутной «конъюнктуры времени» общество совершает неосознанные шаги по уничтожению собственного бесценного культурного наследия. Шаги, о которых потомкам остается лишь глубоко сожалеть.

Еще одна работа-рефлексия о панораме Рубо – инсталляция «Ахульго» художника Магомеда Моллакаева. Зрителю предстают выстроенные в ряд армейские сапоги с торчащими из них портянками из художественного холста. Этой работой художник обращается к историческому эпизоду начала XX века. После последнего показа в Петербурге (1911–1913 гг.) бесхозное полотно Рубо годами пылилось на территории Павловских казарм. И вот пришла война, а за ней – голод и разруха. Здесь, на Марсовом поле, где когда-то стояла ротонда с панорамой, теперь шла массовая отправка солдат на фронт. В условиях острейшей нехватки ткани солдаты по незнанию обрезали края холста, чтобы намотать на ноги портянки перед отправкой в окопы.

Эта история произвела на Магомеда Моллакаева неизгладимое впечатление, и, как признался художник, рассказывая о своей работе, ему захотелось ее материализовать. Он нашел сапоги, расписал холст и затем, разорвав его, сложил в сапоги, таким образом реконструировав через предметы этот фрагмент истории. Художник в своей инсталляции как бы напоминает: порой искусство становятся расходным материалом в горниле больших исторических потрясений.

Повседневность войн – еще одна тема, которую взяли за основу авторы выставки. Одна из работ, которая мощно раскрывает ее, – триптих Инессы Цгоевой «Призраки Ахульго». Художница сознательно смещает фокус с военных действий и фигуры имама Шамиля. Цгоева задалась вопросами: «Чем жили обычные люди?», «Как война калечила их судьбы?» Автор не дает прямых ответов, но ее триптих, воссоздающий старые зеркала с отражающимися в них портретами, заставляет зрителя искать их.

В глубине этих зеркал, словно в окнах в прошлое, видны портреты погибших при Ахульго близких Шамиля: сестры, жены, сына-младенца и сына, отданного в заложники. Это не просто исторические персонажи, это воплощение глубокой личной трагедии имама, его невосполнимые потери. Зеркальные рамы становятся хранилищами памяти, отражающими боль ушедшей эпохи.

Диалог с историческим прошлым продолжает скульптурная композиция молодого автора Шамиля Ахмедова «Торс Ахульгинский». Представленный фрагмент человеческой фигуры в черкеске с газырями выполнен в гипсе и сознательно стилизован под дошедшие до нас из глубины веков античные скульптуры. Через образ частично утраченной фигуры Ахмедов говорит о том, как само время размывает контуры истории, превращая некогда живых воинов в почти призрачные воспоминания, в осколки прошлого. И все же, несмотря на эфемерность, эти воины и их подвиги остаются неотъемлемой частью исторической памяти. Скульптура одновременно напоминает и о хрупкости материальных свидетельств, и о непреходящей значимости самой памяти.

Новый архив Ахульго

Двадцать работ – двадцать диалогов художников со зрителем о вечности, о непреходящих темах человеческого бытия, об истории родного края… Художники проекта сознательно ушли от создания прямолинейных, пафосных или идеологизированных батальных сцен. Вместо этого они предложили свежие, глубоко личные образы. Их работы – это попытка проникнуть в суть событий, переосмыслить их через призму современного дагестанского сознания, избегая штампов и клише.

Важной составляющей проекта являются пояснительные тексты, сопровождающие каждую работу. Они служат мостом между художественным высказыванием и зрителем, помогая понять авторский замысел, погрузиться в исторический контекст и осознать глубину рефлексии, стоящей за визуальным образом.

Значение выставочного проекта «Архив Ахульго II» трудно переоценить как для дагестанского искусства, так и для общества в целом. Как отмечает куратор выставки Джамиля Дагирова, проект выполняет важнейшую культурную и мемориальную функцию.

«Несмотря на все сложности, с которыми сопряжен любой творческий и исследовательский проект, он был необходим, и та история, которая началась в 2018 году, должна быть продолжена. Процесс создания работ, конечно же, для каждого художника был непрост. Ведь надо было пропустить через себя, переосмыслить, проанализировать… В общем, немало поработать, прежде чем браться что-либо создавать. Большинство справились с этой непростой задачей, и в итоге, как мне видится, проект состоялся. Каждый нашел свой язык, свой образ. С чем-то я согласна, с чем-то нет, но самое главное не это. Главное то, что наши современные художники продолжили и переосмыслили визуальную летопись Кавказской войны, начатую Теодором Горшельтом, Григорием Гагариным, Францем Рубо. Представленные ими работы – это уже часть большого архива Ахульго, который, думаю, должен и дальше пополняться», – отметила Джамиля Дагирова.

Действительно, работы авторов выставочного проекта – словно страницы большой летописи. Только художники не просто иллюстрировали историю, а высвечивали ее скрытые пласты, обнажили ее непреходящую актуальность и боль, заставляя зрителя задуматься о цене войны и многогранности исторической памяти.

«Архив Ахульго II» больше, чем выставка. Это смелый шаг к созданию собственного современного языка для разговора об одном из ключевых периодов дагестанской истории. Художники взяли на себя ответственность высветить и обнажить то, что не лежит на поверхности истории.

Тэги:
музей,

Похожие

Открывая Махачкалу заново

34
В Дагестане на протяжении ряда последних лет наблюдается туристический бум. Но при этом...

Храм памяти военной

7
Несколько десятилетий Музей боевой славы им. В. Макаровой (филиал Национального музея...

У музея юбилей

282
Национальный музей РД им. А. Тахо-Годи – крупнейшее музейное объединение Северо-Кавказского...

То, что сильнее слов

74
Воспитание патриотизма – едва ли не самая главная социальная государственная задача в...

В гостях у прошлого

192
Если бы меня спросили, что такое музей, я бы сказала, что это место, где можно встретиться с...

Всё наше искусство

23
В Махачкале на площадке Русского драматического театра им. М. Горького на прошлой неделе...

Связывая прошлое и настоящее

48
Музей истории Махачкалы – один из самых молодых в республике, он был открыт в 2007 году (к...

«Ключ» к парку

21
Еще каких-то семь-восемь  лет назад поездки в горы на свой страх и риск были делом обыденным,...

Статьи из «Выставки»

Порталы в прошлое

13
Хотите ощутить дух Дагестана почти двухвековой давности, увидеть его улицы, базары, селения?...

Краски Ингушетии в Стране гор

22
Ингушетия… Стоит произнести это слово, и перед глазами башни-великаны – немые хранители...

Краски нашей Родины

36
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

На языке красоты

25
Встречей родственных душ, соединенных общей исторической судьбой, можно назвать выставку...

Свет сквозь печаль

30
Сердце экспозиции – 130 фотографий, на которых матери, жены, сестры, потерявшие сыновей, мужей...

Выставки, которые стоит посетить

44
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...

Великому подвигу посвящается!

110
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Путь к Великой Победе: трагический и героический

45
Музыка всегда сопровождала советских...

За каждой картиной – история

35
Всё ближе самый главный праздник страны – 9 Мая – торжественный и такой душевный для каждого...

Художник смыслов

107
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...