Она схватывает саму его суть: если историческая наука строит хронологию и анализирует документы, а народная память передает эпос и эмоции через поколения, то художник берет на себя иную миссию. Он высвечивает скрытые смыслы, снимая слои идеологии, пафоса, умолчаний и предлагает зрителю увидеть историю заново, через призму личного переживания и художественного осмысления.
Проект «Архив Ахульго II» – осознанный ответ на выявленный культурный дефицит, заключающийся в отсутствии современной визуальной трактовки истории Кавказской войны в изобразительном искусстве Дагестана в ХХ веке. Стоит отметить и то, что панорама Франца Рубо «Штурм аула Ахульго» (1890), которой, к слову, в этом году исполняется 135 лет, долгое время оставалась едва ли не единственным монументальным визуальным свидетельством тех событий, созданным, однако, вне дагестанского контекста и взгляда.
Первая часть выставочного проекта «Архив Ахульго» была представлена в 2018 году и выявила серьёзную проблему: современное дагестанское искусство остро нуждается в собственных, актуальных визуальных интерпретациях событий Кавказской войны. В этой связи с января по июнь 2025 года по инициативе куратора проекта Джамили Дагировой 20 дагестанских художников взялись восполнить этот пробел.
Авторам предстояло порассуждать на темы штурма Ахульго в 1839 году (одного из самых кровопролитных сражений Кавказской войны, ставшего символом героического сопротивления), а также о судьбе панорамы Франца Рубо «Штурм аула Ахульго». Результатом труда художников стал ряд новых произведений в различных техниках и направлениях изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, инсталляция.
Рефлексии о прошлом и настоящем
Один из символических и глубоких объектов выставки на суд гостей представила сама Джамиля Дагирова. В центре выставочной площадки две работы художников прошлого. Они намеренно вывешены таким образом, чтобы посетители могли увидеть лицевую и оборотную сторону картин. Ведь именно оборотная сторона – это то, благодаря чему имя Франца Рубо значится в числе авторов выставочного проекта.
Прочтя исследовательский текст, находящийся рядом с картинами, зритель понимает, что обороты непримечательных картин – это уцелевшие фрагменты грандиозной панорамы Рубо, которая когда-то с успехом демонстрировалась в Европе и России и была приобретена императором Николаем II для своего государства. Благодаря же усилиям Алибека Тахо-Годи она в свое время оказалась в Дагестане. Однако в 1932 году судьба шедевра трагически оборвалась: комиссия постановила его уничтожить. Лишь некоторые живописные фрагменты были тогда срезаны «для изучения», остальное полотно знаменитой панорамы пошло в утиль, а некоторые части были розданы в качестве холстов для повторного пользования местным художникам.
Благодаря кропотливым многолетним изысканиям Джамили Дагировой, были найдены две работы художников прошлого, написанные на тех самых холстах от панорамы Рубо. В рамках выставки «Архив Ахульго II» они впервые представлены публике с историческим рассказом о них. Эти фрагменты служат наглядным и горьким напоминаем людям о том, как под влиянием сиюминутной «конъюнктуры времени» общество совершает неосознанные шаги по уничтожению собственного бесценного культурного наследия. Шаги, о которых потомкам остается лишь глубоко сожалеть.
Еще одна работа-рефлексия о панораме Рубо – инсталляция «Ахульго» художника Магомеда Моллакаева. Зрителю предстают выстроенные в ряд армейские сапоги с торчащими из них портянками из художественного холста. Этой работой художник обращается к историческому эпизоду начала XX века. После последнего показа в Петербурге (1911–1913 гг.) бесхозное полотно Рубо годами пылилось на территории Павловских казарм. И вот пришла война, а за ней – голод и разруха. Здесь, на Марсовом поле, где когда-то стояла ротонда с панорамой, теперь шла массовая отправка солдат на фронт. В условиях острейшей нехватки ткани солдаты по незнанию обрезали края холста, чтобы намотать на ноги портянки перед отправкой в окопы.
Эта история произвела на Магомеда Моллакаева неизгладимое впечатление, и, как признался художник, рассказывая о своей работе, ему захотелось ее материализовать. Он нашел сапоги, расписал холст и затем, разорвав его, сложил в сапоги, таким образом реконструировав через предметы этот фрагмент истории. Художник в своей инсталляции как бы напоминает: порой искусство становятся расходным материалом в горниле больших исторических потрясений.
Повседневность войн – еще одна тема, которую взяли за основу авторы выставки. Одна из работ, которая мощно раскрывает ее, – триптих Инессы Цгоевой «Призраки Ахульго». Художница сознательно смещает фокус с военных действий и фигуры имама Шамиля. Цгоева задалась вопросами: «Чем жили обычные люди?», «Как война калечила их судьбы?» Автор не дает прямых ответов, но ее триптих, воссоздающий старые зеркала с отражающимися в них портретами, заставляет зрителя искать их.
В глубине этих зеркал, словно в окнах в прошлое, видны портреты погибших при Ахульго близких Шамиля: сестры, жены, сына-младенца и сына, отданного в заложники. Это не просто исторические персонажи, это воплощение глубокой личной трагедии имама, его невосполнимые потери. Зеркальные рамы становятся хранилищами памяти, отражающими боль ушедшей эпохи.
Диалог с историческим прошлым продолжает скульптурная композиция молодого автора Шамиля Ахмедова «Торс Ахульгинский». Представленный фрагмент человеческой фигуры в черкеске с газырями выполнен в гипсе и сознательно стилизован под дошедшие до нас из глубины веков античные скульптуры. Через образ частично утраченной фигуры Ахмедов говорит о том, как само время размывает контуры истории, превращая некогда живых воинов в почти призрачные воспоминания, в осколки прошлого. И все же, несмотря на эфемерность, эти воины и их подвиги остаются неотъемлемой частью исторической памяти. Скульптура одновременно напоминает и о хрупкости материальных свидетельств, и о непреходящей значимости самой памяти.
Новый архив Ахульго
Двадцать работ – двадцать диалогов художников со зрителем о вечности, о непреходящих темах человеческого бытия, об истории родного края… Художники проекта сознательно ушли от создания прямолинейных, пафосных или идеологизированных батальных сцен. Вместо этого они предложили свежие, глубоко личные образы. Их работы – это попытка проникнуть в суть событий, переосмыслить их через призму современного дагестанского сознания, избегая штампов и клише.
Важной составляющей проекта являются пояснительные тексты, сопровождающие каждую работу. Они служат мостом между художественным высказыванием и зрителем, помогая понять авторский замысел, погрузиться в исторический контекст и осознать глубину рефлексии, стоящей за визуальным образом.
Значение выставочного проекта «Архив Ахульго II» трудно переоценить как для дагестанского искусства, так и для общества в целом. Как отмечает куратор выставки Джамиля Дагирова, проект выполняет важнейшую культурную и мемориальную функцию.
«Несмотря на все сложности, с которыми сопряжен любой творческий и исследовательский проект, он был необходим, и та история, которая началась в 2018 году, должна быть продолжена. Процесс создания работ, конечно же, для каждого художника был непрост. Ведь надо было пропустить через себя, переосмыслить, проанализировать… В общем, немало поработать, прежде чем браться что-либо создавать. Большинство справились с этой непростой задачей, и в итоге, как мне видится, проект состоялся. Каждый нашел свой язык, свой образ. С чем-то я согласна, с чем-то нет, но самое главное не это. Главное то, что наши современные художники продолжили и переосмыслили визуальную летопись Кавказской войны, начатую Теодором Горшельтом, Григорием Гагариным, Францем Рубо. Представленные ими работы – это уже часть большого архива Ахульго, который, думаю, должен и дальше пополняться», – отметила Джамиля Дагирова.
Действительно, работы авторов выставочного проекта – словно страницы большой летописи. Только художники не просто иллюстрировали историю, а высвечивали ее скрытые пласты, обнажили ее непреходящую актуальность и боль, заставляя зрителя задуматься о цене войны и многогранности исторической памяти.
«Архив Ахульго II» больше, чем выставка. Это смелый шаг к созданию собственного современного языка для разговора об одном из ключевых периодов дагестанской истории. Художники взяли на себя ответственность высветить и обнажить то, что не лежит на поверхности истории.