Спектакль, созданный в содружестве с армянскими мастерами, доказал, что мудрая литература не имеет границ и находит отклик у зрителей любой национальности.
Ованес Тадевосович обладал удивительным даром – упаковывать глубокую, универсальную философию в емкую и понятную форму притчи или сказки. Вот и сюжет «Капли меда» с первого взгляда кажется простым и комичным.
На базаре из кувшина торговца проливается всего одна капля драгоценного меда. Эта мелочь, нелепое стечение обстоятельств становится искрой, разжигающей пожар: возникает бытовая перепалка между покупателем и продавцом, которая мгновенно перерастает в драку соседей, затем в столкновение двух деревень.

oznorCOQR
Кульминация конфликта – война между целыми государствами. Абсурдность ситуации нарастает как снежный ком, приобретая гротескные очертания. Но именно в этом гротеске и заключена вся гениальность Туманяна. Он намеренно использует гиперболу, чтобы обнажить саму механику любого конфликта. Ключевой посыл актуален на все времена – зачастую кровопролитные и разрушительные столкновения начинаются не из-за фундаментальных идейных разногласий, а из-за пустяков, недоразумений, обидных слов, не вовремя оброненной сплетни и неумения (или нежелания) вовремя остановиться, сделать шаг назад, включить разум.
Для воплощения этой многогранной истории наш театр предпринял важный и символичный шаг – пригласил для постановки известного армянского режиссера Армена Барсегяна. Это решение не было случайным. Как отметила художественный руководитель – директор театра Аминат Яхьяева, творческим связям между дагестанскими и армянскими кукольниками уже более 12 лет.
«Мы не раз участвовали в фестивалях театров кукол в Армении, а сегодня с гордостью представляем весь колорит этой страны на дагестанской сцене, — поделилась Яхьяева. – Этим спектаклем хотим познакомить юного зрителя с мудрым наследием Ованеса Туманяна, его вечными ценностями: добром, милосердием и созидательной силой. Теперь в нашем репертуаре есть еще одна работа (ранее театр ставил спектакль «Храбрый Назар» по сказке Туманяна. – Авт.), которая будет сеять разумное и вечное в умах подрастающего поколения».
Армен Барсегян – человек с огромным (более 40 лет) опытом работы в театре и кино. Его творческий путь уникален: будучи успешным актером и режиссером в драматическом театре им. Г. Капланяна, он с юных лет сохранил любовь к искусству кукол, начав свой путь еще в годы зарождения театра для детей в Ванадзоре. Эта многогранность позволила ему чувствовать себя органично как в мире «взрослой» драмы, так и в поэтическом, метафоричном мире театра кукол.
В команде с ним над визуальным воплощением спектакля и его музыкальной составляющей работали художник Серине Барсегян и композитор Ашот Папазян. Вместе они создали динамичное, красочное и философское зрелище. Сценография, куклы, музыкальное оформление – каждый элемент был продуман для того, чтобы, с одной стороны, сохранить национальный армянский колорит, а с другой – сделать историю понятной и пронзительной для дагестанского зрителя.
Премьерный показ стал значимым событием для творческой команды театра. Первые критики – школьники из Хасавюрта, Избербаша, Буйнакска и Кумторкалинского района, приглашенные в театр в рамках масштабного проекта Министерства культуры РД «Культура – детям Дагестана».
Зал, наполненный детьми разного возраста, затих с первых же секунд. Магия кукольного театра, где оживают неодушевленные предметы, сработала безотказно. Но за внешней яркостью и гротеском дети уловили и глубокий смысл. В зале стоял то смех, вызванный комичными ситуациями, то наступала напряженная тишина, когда абсурдная ссора начинала обретать угрожающие масштабы.
То, что сложная, философская притча была не просто «отсижена», а именно понята и прочувствована юной аудиторией, стало главной творческой победой всего коллектива.
После успешной премьеры мы смогли пообщаться с режиссером и узнать о его впечатлениях, творческом методе и том, как проходила работа над постановкой.
– Армен, это ваш дебютный спектакль в Дагестане. Каковы первые впечатления от премьеры?
– Я ранее ставил спектакли в России, например в Тамбовском и Липецком кукольных театрах, но дебют именно в вашем театре – особенный. Честно говоря, всё оказалось именно так, как я себе и представлял. Мы ведь живем не так далеко друг от друга, и я сразу ощутил, что у нас очень много схожего: и в культуре, и в ментальности, и даже в энергетике людей. В этом плане мне было легко и комфортно, я чувствовал себя здесь своим.
Сама премьера прошла, на мой взгляд, прекрасно. Очень рад, что удалось собрать полный зал. Я смотрел на зрителей, на их реакцию. Видел, что никто не скучает, все внимательно следили за происходящим на сцене. Значит, сказку нашего классика они не просто посмотрели, а поняли, приняли и прониклись ее глубоким философским содержанием. Спектакль получил высокую оценку и от художественного совета театра. Рад, что эта работа останется в репертуаре и будет нести свое ценное послание юным дагестанцам.
– В чем главный посыл этой сказки, который вы старались донести до маленького зрителя?
– Вы знаете, вся история человечества – это, к сожалению, история войн и конфликтов. И любое антивоенное произведение так или иначе отсылает к этому. Мне кажется, Ованес Туманян хотел донести одну простую, но страшную мысль: часто самые ужасные конфликты начинаются из-за сущих пустяков. Люди перестают слышать друг друга, поддаются стадному чувству, и дело заканчивается драками, кровью и смертями.
В нашем спектакле есть показательный эпизод: толпа кукол-марионеток (это намеренный режиссерский прием) валит пастуха, который, по слухам, обидел их земляка. Услышали что-то, не разобрались, ринулись с кулаками… А когда опомнились – уже поздно. И только потом приходит осознание: «А что мы, собственно, натворили?» Увы, в жизни подобное происходит сплошь и рядом. Психология толпы, отсутствие холодного рассудка в горячую минуту – и вот совершены необратимые поступки.
Туманян специально доводит ситуацию до абсолютного абсурда, до войны государств, чтобы зритель или читатель увидел со стороны всю нелепость этого механизма. Во-первых, это заставляет задуматься о последствиях своих слов и действий здесь и сейчас. А во-вторых, он тонко, но ясно показывает, что война – всегда абсурд и трагедия для простых людей, которые никогда не являются ее настоящими виновниками.
– Как вам работалось с местными артистами?
– Скажу так: мне довелось работать с людьми разных национальностей, и у всех свой менталитет. Например, в русских коллективах меня всегда радовала пунктуальность и дисциплина. Всё строго по графику, но по характеру люди могут быть более сдержанными, закрытыми, к ним нужно найти подход, чтобы раскрыть их эмоционально.
Тут же всё иначе. С дисциплиной, может, было чуть посложнее (смеется), но зато дагестанские актеры невероятно открытые, эмоционально щедрые, они, скажем так, «быстрее входят в материал». Приведу пример: в спектакле мы использовали четыре армянских танца. Сложные хореографические рисунки, движения, нужно было выучить их с нуля всего за 10 дней! Задача непростая, но актеры под руководством профессионального хореографа Тарият Капиевой справились. Конечно, нам помогла общая кавказская культура, схожесть наших музыкальных и танцевальных ритмов. Но главное – это горящие глаза, желание сделать всё хорошо и понять суть.
И еще чем запомнилась мне работа в Дагестане – вашим легендарным гостеприимством. Я это прочувствовал на себе с первой же минуты как приехал. Начиная от вахтера на входе и заканчивая художественным руководителем – все встречали меня как самого дорогого гостя. Такая теплая, почти семейная атмосфера невероятно располагала к творчеству. Все цеха старались моментально откликнуться на мои просьбы, работали слаженно, оперативно и с огромной самоотдачей, что меня приятно порадовало. Уверен, именно благодаря этому нам удалось подготовить такой сложный спектакль в рекордные сроки – всего за 12 дней.
– Расскажите немного о вашем режиссерском методе. Как вы выстраивали отношения с актерами?
– По правде сказать, сложно самому анализировать свою работу, однако для меня фундаментом всегда является любовь. Любовь к профессии, к своему делу и, конечно, к актерам. Я сам в первую очередь актер театра и кино, поэтому знаю изнутри все эти процессы, все страхи и сомнения творческого человека. Поэтому никогда не выступаю в роли «генерала», строго дающего приказы. Для меня муштра – это смерть творчества. Стараюсь выстраивать мизансцены и ставить задачи так, чтобы актерам было комфортно. С дагестанскими кукольниками у нас сразу сложились хорошие, доверительные отношения и, как итог, мы радуемся нашей яркой премьере.