«Арт-Гуниб»: от замысла к воплощению
Этим летом в Гунибе завершился второй этап музейного проекта «Царская поляна. Арт-Гуниб». Его итоги показали: самая южная арт-резиденция России хорошо зарекомендовала себя, а это значит, что Дагестан стал одной из точек нашей страны, куда и в последующем художники с радостью станут приезжать для реализации своих творческих замыслов.
Успешный опыт был оценен руководством Благотворительного фонда В. Потанина, грант которого и пошел на реализацию проекта. Директор программ фонда Ирина Лапидус, в частности, отметила, что «Арт-Гуниб» может смело претендовать на победу в конкурсе реализованных проектов фонда.
— Мы видим, что проделана огромная работа и резиденция действительно состоялась, – отметила Лапидус. – Отрадно, что дагестанские музеи активно включились в конкурс нашего фонда, в будущем мы ждем новые проекты на рассмотрение.
Руководители проекта Патимат Алискандиева и Наида Дибирова к приезду руководства фонда подготовили презентацию «Царская поляна. Арт-Гуниб. Дневник проекта». В ходе ее показа все желающие могли узнать, как реализовывался один из крупных просветительских проектов Дагестана от замысла до воплощения.
Гости презентации узнали, что создать такой проект у нас в республике удалось благодаря инициативе директора Гунибского краеведческого музея Патимат Алискандиевой и заместителя директора Музея истории города Махачкалы Наиды Дибировой. Ежегодно Фонд В. Потанина объявляет о приеме заявок на участие в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире». Зимой прошлого года, объединив свои творческие силы, специалисты двух музеев приняли участие в конкурсе и представили совместный проект в одной из сложных номинаций – «Музей и местное сообщество». Руководители фонда высоко оценили потенциал идеи, и дагестанский проект был одобрен и поддержан.
Первый шаг на пути к реализации замысла был сделан в марте, когда на территории природного парка «Верхний Гуниб» прошел стартовый этап проекта – фестиваль открытого искусства. Свои работы выставили скульптор из Ижевска Анфим Ханыков, дагестанские художники Тагир Гапуров, Апанди Магомедов, Закарья Закарьяев и Ибрагимхалил Супьянов. Все произведения объединило стремление к новому осмыслению и репрезентации экопространства, этники, древних архаичных мифов.
Первый блин не вышел комом, и, воодушевленные результатом, инициаторы проекта принялись за реализацию второй арт-резиденции. В середине апреля Гунибский краеведческий музей объявил о начале приема заявок на участие. Реализовать идеи, связанные с историей, культурой, природой Гуниба, приглашали художников, музыкантов, дизайнеров, фотографов и представителей других творческих направлений. При этом кураторы арт-резиденции призывали будущих участников присылать на рассмотрение такие проекты, при реализации которых в творческий процесс было бы вовлечено и местное сообщество Гуниба. К удивлению организаторов, заявки посыпались сразу же, и к концу приема их набралось 194. В итоге жюри отобрало три проекта.
Авторы первого – «Народные объекты» – участники творческой группы «Хоточинцы», «Хатт-Асар» Зайнутдин Исаев, Тагир и Елена Гапуровы – приехали на арт-резиденцию для создания инсталляции в Верхнем Гунибе на месте старого разрушенного аула в память о гунибцах, выселенных после Кавказской войны. В течение недели творческая группа, поселившаяся в палатке рядом с местом, где и возводилась работа, превратила пустовавшую до этого поляну в арт-площадку, где сегодня, словно застывшие в камне, стоят люди – каменные исполины из прошлого.
Режиссер из Санкт-Петербурга, арт-директор студии Лавы Гедеона, руководитель общества актуального кино Илья Герних рассказал о своем проекте «(Взаимо)действие». Во время пребывания в Гунибе он собирал видеоматериал для своего будущего фильма. 10 сельчан также подключились к работе. Получив предварительный инструктаж от Ильи, каждый из них снимал свой небольшой видеоролик. В конечном итоге, смонтировав свой материал и снятые гунибцами видео, режиссер создал кинокартину продолжительностью в час под названием «Волшебная гора». Первый показ фильма автор решил провести в Музее истории Махачкалы.
Третьим победителем «Арт-Гуниба» стал проект художника, фотографа, исследователя и коллекционера фотокниг из Москвы Натальи Балуты «Проживешь хоть сто лет». Собранная вручную книга содержит графические рисунки старинных рецептов, в нее вошли также фотографии Гуниба с изображением пейзажей, людей, элементов народного быта. Еще одна изюминка – маленький раздел, оформленный по типу «книга в книге», о травах, из которых домохозяйки села готовят свои блюда.
Помимо того, что над созданием своих проектов работали художники, отдельным блоком арт-резиденции была мастерская «Идентичность места: экспозиция, сайт, сувенир». Ведущие Андрей Рымарь и Ксения Филатова – музейные проектировщики, создатели экспозиций и других проектов в культурных институциях Лондона, Москвы, Самары, Дербента. Главный вопрос, который ставился перед участниками: как воплотить в нечто материальное и узнаваемое легенды Гуниба, красоту природы, своеобразие местной кухни, музыки, обычаев, родного языка? Все этапы этой большой работы в итоге привели к тому, что Гуниб стал большой арт-площадкой, центром притяжения прогрессивных творческих сил из самых разных регионов страны.
— Подобные проекты очень важны для общества. И отрадно, что в Дагестане есть люди, способные генерировать такие идеи и воплощать значимые проекты в жизнь, – отметила Ирина Лапидус, подводя итоги «Арт-Гуниба».