Артист мирового масштаба
Имамитдин Акаутдинов не нуждается в представлении. Актёр и педагог, лауреат многих театральных конкурсов и фестивалей, его имя широко известно не только в стране, но и далеко за её пределами. Мы, горцы, не любим громких слов и фраз, но надо отдать ему должное, Акаутдинов – артист мирового масштаба.
Вклад Имамитдина Магомедовича в развитие отечественной культуры и искусства, многолетняя плодотворная деятельность не остались незамеченными: он удостоен почётного звания «Заслуженный артист РФ», указ о награждении подписан Президентом страны В. Путиным 14 октября этого года. О том, как воспринял эту новость, о своей работе и мечтах он рассказал в беседе с журналистом «ДП».
Сыграть – как жизнь прожить
Мы застали его на сцене Кумыкского театра – артист вживался в роль в спектакле «Дон-Кихот». Дон-Кихот Акаутдинова не только благородный, но и откровенно безумный, ему не чужда тонкая самоирония, при этом ничуть не умаляется героический облик. Кто бы ни смотрел игру артиста, отмечает, что эта роль создана специально для него. Он, безусловно, талантлив, об этом свидетельствуют многочисленные награды. В их числе диплом «За лучшую мужскую роль» XIII Международного фестиваля «Видлунья» (Украина, 2012), диплом «За создание образа Мандельштама» IV Международного фестиваля «Бегемот» (Болгария, 2012), диплом «За роль Эльван» в спектакле «Богатая женщина»… А уж сколько раз Имам Акаутдинов был удостоен награды «За лучшую мужскую роль», можно сбиться со счёта.
Одним из ярких достижений является Гран-при Международного фестиваля монодрам, проходившего в Македонии, за образ Поприщина в постановке «Записки сумасшедшего» по одноимённому произведению Н. Гоголя.
– В Македонии состязались с лучшими актёрами со всей Европы. Играть на одной сцене с сильными артистами Королевского национального театра, Греческого театра и других было большой честью. Само участие в таком престижном фестивале уже победа, – подчеркивает артист.
После возвращения в Россию выступал на сцене Малого театра в Москве. По словам театральных критиков, такого высокого уровня игры в моноспектакле они не видели без малого 10 лет.
Артист признаётся, что чужие спектакли на фестивалях старается не смотреть, – это отвлекает, мешает сконцентрироваться на собственном выступлении.
– В дипломном спектакле вы исполняли роль Гамлета. Позже вы говорили, что с тех пор вас преследует чувство незавершённости начатого дела, ведь были поставлены только отрывки пьесы. Удалось ли осуществить мечту – поставить своего «Гамлета»?
– К большому сожалению, мечта так и осталась мечтой, – говорит Акаутдинов. – И дело не только в мастерстве. Для того чтобы сыграть эту роль, нужно жизнь прожить, должен быть определённый багаж знаний, должна быть какая-то обида. Сейчас играть Гамлета мне уже поздно.
Отдаваться всецело
Имам Акаутдинов состоялся в своей профессии не только как артист, но и педагог. Более 20 лет он занимается педагогической деятельностью – готовит новые кадры на факультете культуры Дагестанского государственного университета. Будущим артистам мэтр раскрывает секреты актёрского мастерства.
– На сегодняшний день выпускники факультета культуры составляют костяк Русского и национальных театров, среди них заслуженные и народные артисты РД, – рассказывает Акаутдинов.
На одной из встреч с молодёжью артист признался, что мечтал стать хирургом, он даже поступил в медицинский институт, но судьба распорядилась иначе. И чтобы как-то отвлечь раздосадованного Имама, на семейном совете решили отправить его поступать в Москву в Высшее театральное училище им. Щукина.
– Тогда в театральной студии шёл набор на кумыкское отделение. По совету тёти, народной артистки РД Саният Мурадовой, и брата, композитора Аскерхана Аскерханова, я отправился на учёбу, но по-прежнему мечтал стать хирургом, – вспоминает Акаутдинов. – На 2-м курсе я стал папой, нужно было не только учиться, но и зарабатывать. Тем не менее театральное училище окончил с отличием.
Он убеждён в том, что работать наполовину нельзя, профессии нужно отдаваться всецело, иначе весь твой труд не несёт никакого смысла.
На два театра
Успех Акаутдинова – свидетельство таланта и профессионализма. Он артист двух театров: Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова и Русского драматического театра. За годы работы им сыграно более 100 ролей – от главных до эпизодических.
Сейчас задействован в 10 действующих спектаклях Русского театра и 17 Кумыкского театра. Признаётся, что играть на двух языках и мастерски исполнять роли на сценах двух театров поначалу было сложно, но затем это стало привычкой.
– Был интересный случай, когда предложили сыграть князя в спектакле «Ханума» в обоих театрах. Пришлось отказаться от этой роли в Русском театре, – рассказывает он. – Тяжелее всего играть не «свои роли», они попросту не получаются. А в то, что близко мне, хоть это и тяжёлые, энергозатратные роли, выкладываешься полностью. Ведь если не выкладываться до конца, то остаётся чувство неудовлетворённости.
Сложно, выходя на сцену, поймать внимание зрителя, а когда это происходит, то чувствует и зритель, и сам артист. От партнёров на сцене зависит многое, но в работе ты должен быть лидером и вести за собой.
Это вам не кино
Акаутдинов – личность многогранная. Он превосходно играет на фортепиано, исполняет песни. Крепкая школа актёрского мастерства, большой опыт сценической работы, десятки успешных премьер и признание народа… Но мало кто знает о его ролях в кино.
– Сниматься в кино не люблю, более того, стараюсь отказываться от ролей. Долго не соглашался и на участие в съёмках полнометражного художественного фильма «Рейс 313» (рабочее название «Пассажиры») режиссёра Камиля Алиева. Съёмки над психологическим триллером-боевиком завершены, но на экраны фильм ещё не вышел, – делится он. – Казалось бы, в кино можно сыграть несколько дублей, но я артист театра. Здесь не прощают ошибок, внимание зрителя нужно держать от начала до конца.
Лишь на первый взгляд работа артиста кажется лёгкой, а сколько сил, терпения и выдержки необходимо ему, знает лишь он. Сложно представить, насколько артист выдыхается к концу рабочего дня. Театр не кино, здесь не бывает вторых дублей.