Ашуг, ставший легендой
Немало есть выдающихся личностей, чьи судьбы были трагичны. В этом отношении не стал исключением и Сулейман Стальский. В 2024 году исполняется 155 лет со дня рождения выдающегося дагестанского поэта, основоположника лезгинской поэзии.
В 10 лет Сулейман остался сиротой: сначала умерла мать, а потом и отец. В 13 он стал наемным рабочим. Работал в Дербенте, Баку, Самарканде. Некоторое время занимался рыбным промыслом в Астрахани.
Стихи сочинял с детства. Однако первое зрелое стихотворение поэта датировано 1899 годом. В то время ему было уже 30 лет. Впоследствии, уже в период Советской власти, многие его произведения были переведены на русский язык и опубликованы в газетах «Известия», «Правда», а также в таких престижных изданиях, как «Молодая гвардия» и «Новый мир» (в этих столичных журналах публиковались произведения только самых именитых поэтов и прозаиков).
***
Сулейман Стальский родился в 1869 году в селении Ашага-Стал Кюринского округа Дагестанской области. Будучи сиротой, чтобы заработать на жизнь, мальчику приходилось пасти скот знатных узденей.
От скуки неграмотный Сулейман стал устно сочинять стихи. Он так громко бормотал слова, что земляки говорили: «Мальчик от горя, что умерли родители, с ума сходит, песни поет про себя».
Однажды, уже повзрослев, став юношей, он въехал в село верхом на корове.
Некоторые стали смеяться и спрашивать:
– Сулейман, зачем ты сел на корову?
Он отвечал:
– Чтобы лучше разглядеть вас. Ведь я стихи сочиняю не только о природе и животных, но и о вас тоже. Своих односельчанах.
– Так лучше сел бы на лошадь…
– Чтобы купить лошадь, нет денег. Вот сочиню как можно больше про вас, заработаю денег и тогда куплю.
– Да он смеется над нами, – прокричал вдруг один из сельчан. – Мы ведь не животные!
Это был высокомерный парень по имени Селим.
– Да, смеюсь, – усмехнулся Сулейман. – Но не над всеми, а над тобой. А знаешь почему? Потому что ты очень глупый.
Селим, задрожав от возмущения, угрожающе заявил:
– Я пожалуюсь приставу.
– Жалуйся, если хочешь, – сказал Сулейман, не придав значения угрозе.
А оказалось, зря. Селим действительно пожаловался приставу. И чтобы тот обязательно арестовал обидчика, дал ему взятку.
В итоге будущий поэт был арестован и провел несколько суток за решеткой.
Потом Сулейман сочинит про таких жандармов стихотворение:
Свою неподкупность везде прославляя,
По-новому взятки берут втихаря…
Нутро ненасытное не умирает,
В их душах по-старому алчно горя…
В 1934 году он был избран делегатом на первый всесоюзный Съезд писателей СССР. Послушав выступление лезгинского поэта, пролетарский писатель Максим Горький назвал его «Гомером ХХ века»
***
У Сулеймана Стальского был очень богатый и своеобразный язык.
Это в свое время отмечали многие литературоведы и исследователи его творчества. Он избегал слабой, неуместной рифмы. Беспощадно обличал несправедливость, ханжество, высокомерие.
Иногда это не нравилось некоторым чиновникам. Но поэт был неумолим.
Ударом честного словца
Чьи Сулейман разбил сердца?
И кто отныне без конца
Поэта проклинать начнет?
И в похвале, и в хуле он всегда был честен перед собой. Надо отметить, что в характере Сулеймана было гармоничное сочетание чрезвычайной скромности и высокого чувства собственного достоинства.
***
В печати впервые стихи Сулеймана Стальского появились в 1927 году, а первый отдельный сборник стихов был опубликован через семь лет.
Потом вышли в свет книги «Стихи и песни», «Думы о Родине», «Стихи и поэмы».
В том же 1934 году он был избран делегатом на первый всесоюзный Съезд писателей СССР. Послушав выступление лезгинского поэта, пролетарский писатель Максим Горький назвал его «Гомером ХХ века».
Теперь многие мечтали переводить стихи Стальского. Переводили его Семен Липкин, Николай Ушаков, Эффенди Капиев, Сергей Городецкий и другие. В итоге имя ашуга стало известно во всех уголках Советского Союза. Он был удостоен звания народного поэта Дагестана.
Очень популярным стало стихотворение «Соловей» в переводе поэта Сергея Городецкого, которое спустя время распевали как на лезгинском, так и на русском языках.
На яблоне, в листве густой,
Поет бессменный соловей,
Как чист, как нежен голос твой,
О вдохновенный соловей!
Поёшь от мира отрешась,
Беспечен, счастлив ты сейчас.
Ах, дела нет тебе до нас,
Благословенный соловей…
***
Вот как вспоминал свою первую встречу с ашугом известный русский поэт Владимир Луговской: «Ранней осенью 1933 года Тихонов, Павленко и я пришли в аул Ашага-Стал. На окраине этого селения, утопавшего в садах, мы толкнулись в низенькую калитку и вошли к Сулейману Стальскому. Хозяин в очень небогатом бешмете, рыжеватой папахе загонял буйволенка, подпихивая его за рога, поглаживая, уговаривая. Не торопясь, он подошел к нам, красивым движением подал руку, повел к себе. Жил он более чем скромно. Посидели, поговорили. Старый поэт глубоко судил о ценности, назначении и трудностях искусства. Он негромко воскликнул: «Я ненавижу пустоту в стихах. Певец должен передавать своему народу лучшее, что есть в нем самом, лучшее, что есть в самых лучших людях…».
Мы были в восторге. Перед нами сидел величайший поэт современности. Он был великолепен, он был просто неповторим».
***
Надо отметить, что свои образы поэт брал из жизни. Может, поэтому самые выдающиеся русские писатели были восхищены самобытным творчеством Сулеймана Стальского.
Высокую оценку творчеству поэта дал и лауреат Нобелевской премии Михаил Шолохов: «Стальский принадлежал к тому разряду истинно народных поэтов, которые были взращены своим народом. Но широкое признание получили только при советской власти».
Самое интересное, что Стальский, даже получив звание народного поэта, тем не менее до конца своих дней входил в состав Ашага-Стальского колхоза. А в стихах его любимой формой были «рубаи», где три строки писались в рифму и одна оставалась свободной.
Самыми крупными произведениями считаются поэмы «Думы о родине», «Поэма о Серго Орджоникидзе» и «Дагестан».
Сулейман Стальский ушел из жизни в ноябре 1937 года.
«Мы, писатели Дагестана, клянемся перед твоей могилой, что в нашей жизни и нашем творчестве будем твердо идти по проложенному тобой пути. Будем учиться мастерству на твоих песнях и стихах», – сказал Гамзат Цадаса.