Ашуг, сын ашуга

В культуре жителей Юждага особое место занимает ашугское искусство. В былые времена ашуги, словно зеркало народной памяти, отражали мысли и чаяния своего народа. Сегодня их творчество представлено не только старшим поколением, но и молодыми исполнителями. Тем самым сохраняется преемственность поколений.
Традиции знаменитого на всю республику ашуга Ширина Магамедова из села Фий Ахтынского района продолжают его сыновья. Каждый из них талантлив и достоин отдельного внимания, но мы решили рассказать о самом младшем – Симсаре: (на снимке) в 2024 году он стал лауреатом премии Правительства РД «Душа Дагестана» в номинации «Народная музыка».
«Мне было, наверное, лет десять, когда вместе с отцом в составе коллектива из 12 ашугов я впервые вышел на сцену. Сегодня из них в живых остался только Осман Магомедрагимов, наш старейшина, основатель единственного в Дагестане клуба ашугов. К нему я всегда обращаюсь за советом, за помощью как к знатоку ашугской лирики», – говорит Симсар.
Сколько лет этому искусству не могут точно определить даже специалисты, однако важнее то, что за это время оно не только не растеряло своих поклонников, но и приобрело новых.
Влюбленный в ашугскую музыку с детства, отец Симсара решил во что бы то ни стало освоить уникальный жанр. После армии пешком отправился в Азербайджан к известному ашугу Пена, о котором прознал от знакомых. Мастер обучил его всему, что знал сам, и завещал служить ашугским искусством своему народу. Он так и поступил, передав это мастерство потомкам. В 1985 году создал семейный ансамбль «Ширин булах». А ведь его увлечение не сразу нашло отклик в сердцах родных, которые отговаривали, убеждали : «Это не работа, ты останешься голодным».
Как они ошибались! Оставшись верным выбранному пути, музыке, сазу, Ширин прославил свой род на весь Дагестан.
«В детстве у меня был маленький саз. Он внешне отличался от того, на котором играют взрослые, но по звуку не уступал, или, может, я так старался… В 1985 году мы поехали на гастроли в Москву. Запомнилось теплое отношение и интерес к нашим песням. Была и поездка в Баку, где отца встречали как родного друзья-ашуги Шимшир и Нусрет», – делится Магамедов-младший.
Вспоминает: когда отец работал директором Дома культуры с. Фий, был обновлен музыкальный инвентарь, привезли гоша-нагара, барабаны, гармошки, сазы. Это вызвало всеобщий интерес к инструментальной музыке, чему в семье все были очень рады. Не до радости было лишь соседям – они вынуждены были «учиться» игре на народных инструментах вместе с братьями Магамедовыми чуть ли не до самого утра.
«Мама тоже была музыкально одарена, но, обремененная массой семейных хлопот, не так активно могла поддерживать семейный коллектив. А когда все-таки решалась выступить вместе с нами, это было большой радостью и для нас, и для многочисленных зрителей. Она украшала мужской состав, участники которого должны петь и танцевать. И это для меня было самым сложным: я не столько боялся забыть слова песен, сколько исполнять ашугский танец. Ну не танцор я», – смеется Симсар.
Он уже 40 лет играет на сазе, кроме того, самостоятельно освоил гармонь, барабан. В детстве, когда отец уходил по делам, сразу брал в руки его саз, оставляя учебу на потом. Ругал ли его за это папа? Конечно. Кому приятны жалобы учителей… Однако поделать с этим ничего не мог, а потому выделил для детей комнату, где Симсар с братьями могли играть, петь и танцевать.
Сегодня ашуг сожалеет, что отношение к школе у него в юности было достаточно прохладным, поэтому в 50-летнем возрасте решил наверстать упущенное: поступил в Колледж культуры и искусств им. Б. Мурадовой. И учится
хорошо!
В южных районах Дагестана ашугское искусство популярно и имеет немало поклонников, а вот в городах всё гораздо сложнее. Когда Симсар узнал, что в Махачкале создается фольклорный ансамбль и ему предложили переехать в столицу, согласился не раздумывая: понимал, что это новая ступень не только в его музыкальном становлении, но и популяризации искусства
ашугов.
«Основу репертуара ансамбля «Анжи» составляют ашугские песни. Выступаем на фестивалях, концертах. Есть свой дресс-код – кирзовые сапоги, брюки-галифе, рубаха с карманом на груди, ремень и папаха. Исполняем куплеты собственного сочинения – они про наш дружный коллектив, родовое село Фий, есть и на азербайджанском языке. Со мной всегда мои ученики – сын и племянник. Выступали в Ингушетии (г. Назрань) совместно с Республиканским домом народного творчества в целях сохранения и развития ашугского искусства, выявления молодых ашугов, бережного и чуткого отношения к богатому наследию народов Дагестана, организуем фестиваль «Пой, ашуг!»
Саз для Симсара больше, чем музыкальный инструмент. Это друг, который всегда рядом – и в печали, и в радости.
«Всю усталость снимает, – делится ашуг. – Дочь Гюльханум присоединяется, начинает что-то подпевать. Ей 7 лет, и она уже выступала с нами на открытии Года семьи».
Мы уже говорили о том, что в Юждаге популярно искусство ашугов, однако там очень не хватает такого дома, который объединил бы этих умельцев, любителей игры на разных инструментах.
Симсар убежден: нужно создать в каком-нибудь районе или селе школу ашугов. Но получится ли, найдутся ли средства? Большой вопрос. Хочется верить, что рано или поздно это произойдет.
Статьи из «КультЛичность»
Народный соловей

Поющее сердце Таиры

Когда поёт Кумратова…

Дирижёр из известного рода

Жизнь, прерванная на взлёте

«Не сыпь мне соль на рану…»
