Ашуг, сын ашуга

В культуре жителей Юждага особое место занимает ашугское искусство. В былые времена ашуги, словно зеркало народной памяти, отражали мысли и чаяния своего народа. Сегодня их творчество представлено не только старшим поколением, но и молодыми исполнителями. Тем самым сохраняется преемственность поколений.
Традиции знаменитого на всю республику ашуга Ширина Магамедова из села Фий Ахтынского района продолжают его сыновья. Каждый из них талантлив и достоин отдельного внимания, но мы решили рассказать о самом младшем – Симсаре: (на снимке) в 2024 году он стал лауреатом премии Правительства РД «Душа Дагестана» в номинации «Народная музыка».
«Мне было, наверное, лет десять, когда вместе с отцом в составе коллектива из 12 ашугов я впервые вышел на сцену. Сегодня из них в живых остался только Осман Магомедрагимов, наш старейшина, основатель единственного в Дагестане клуба ашугов. К нему я всегда обращаюсь за советом, за помощью как к знатоку ашугской лирики», – говорит Симсар.
Сколько лет этому искусству не могут точно определить даже специалисты, однако важнее то, что за это время оно не только не растеряло своих поклонников, но и приобрело новых.
Влюбленный в ашугскую музыку с детства, отец Симсара решил во что бы то ни стало освоить уникальный жанр. После армии пешком отправился в Азербайджан к известному ашугу Пена, о котором прознал от знакомых. Мастер обучил его всему, что знал сам, и завещал служить ашугским искусством своему народу. Он так и поступил, передав это мастерство потомкам. В 1985 году создал семейный ансамбль «Ширин булах». А ведь его увлечение не сразу нашло отклик в сердцах родных, которые отговаривали, убеждали : «Это не работа, ты останешься голодным».
Как они ошибались! Оставшись верным выбранному пути, музыке, сазу, Ширин прославил свой род на весь Дагестан.
«В детстве у меня был маленький саз. Он внешне отличался от того, на котором играют взрослые, но по звуку не уступал, или, может, я так старался… В 1985 году мы поехали на гастроли в Москву. Запомнилось теплое отношение и интерес к нашим песням. Была и поездка в Баку, где отца встречали как родного друзья-ашуги Шимшир и Нусрет», – делится Магамедов-младший.
Вспоминает: когда отец работал директором Дома культуры с. Фий, был обновлен музыкальный инвентарь, привезли гоша-нагара, барабаны, гармошки, сазы. Это вызвало всеобщий интерес к инструментальной музыке, чему в семье все были очень рады. Не до радости было лишь соседям – они вынуждены были «учиться» игре на народных инструментах вместе с братьями Магамедовыми чуть ли не до самого утра.
«Мама тоже была музыкально одарена, но, обремененная массой семейных хлопот, не так активно могла поддерживать семейный коллектив. А когда все-таки решалась выступить вместе с нами, это было большой радостью и для нас, и для многочисленных зрителей. Она украшала мужской состав, участники которого должны петь и танцевать. И это для меня было самым сложным: я не столько боялся забыть слова песен, сколько исполнять ашугский танец. Ну не танцор я», – смеется Симсар.
Он уже 40 лет играет на сазе, кроме того, самостоятельно освоил гармонь, барабан. В детстве, когда отец уходил по делам, сразу брал в руки его саз, оставляя учебу на потом. Ругал ли его за это папа? Конечно. Кому приятны жалобы учителей… Однако поделать с этим ничего не мог, а потому выделил для детей комнату, где Симсар с братьями могли играть, петь и танцевать.
Сегодня ашуг сожалеет, что отношение к школе у него в юности было достаточно прохладным, поэтому в 50-летнем возрасте решил наверстать упущенное: поступил в Колледж культуры и искусств им. Б. Мурадовой. И учится
хорошо!
В южных районах Дагестана ашугское искусство популярно и имеет немало поклонников, а вот в городах всё гораздо сложнее. Когда Симсар узнал, что в Махачкале создается фольклорный ансамбль и ему предложили переехать в столицу, согласился не раздумывая: понимал, что это новая ступень не только в его музыкальном становлении, но и популяризации искусства
ашугов.
«Основу репертуара ансамбля «Анжи» составляют ашугские песни. Выступаем на фестивалях, концертах. Есть свой дресс-код – кирзовые сапоги, брюки-галифе, рубаха с карманом на груди, ремень и папаха. Исполняем куплеты собственного сочинения – они про наш дружный коллектив, родовое село Фий, есть и на азербайджанском языке. Со мной всегда мои ученики – сын и племянник. Выступали в Ингушетии (г. Назрань) совместно с Республиканским домом народного творчества в целях сохранения и развития ашугского искусства, выявления молодых ашугов, бережного и чуткого отношения к богатому наследию народов Дагестана, организуем фестиваль «Пой, ашуг!»
Саз для Симсара больше, чем музыкальный инструмент. Это друг, который всегда рядом – и в печали, и в радости.
«Всю усталость снимает, – делится ашуг. – Дочь Гюльханум присоединяется, начинает что-то подпевать. Ей 7 лет, и она уже выступала с нами на открытии Года семьи».
Мы уже говорили о том, что в Юждаге популярно искусство ашугов, однако там очень не хватает такого дома, который объединил бы этих умельцев, любителей игры на разных инструментах.
Симсар убежден: нужно создать в каком-нибудь районе или селе школу ашугов. Но получится ли, найдутся ли средства? Большой вопрос. Хочется верить, что рано или поздно это произойдет.
Статьи из «КультЛичность»
Песнь о «Гомере XX века»

Народный соловей

Ноябрина, Нонна

Воин и писатель

Поющее сердце Таиры

Когда поёт Кумратова…

Дирижёр из известного рода

Жизнь, прерванная на взлёте

«Не сыпь мне соль на рану…»
