– Сакинат, я поздравляю вас с победой. Расскажите о «Куклограде» подробнее.
– Это очень значимый фестиваль – конкурс не только для участников из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и других городов России. Постоянно растет число конкурсантов и расширяется география. В третьем по счету фестивале приняли участие более 150 мастеров со всей страны. Кукольных дел мастера боролись за звание победителя в разных номинациях: кукла из запекаемых пластиков, из самозастывающих пластиков, из текстиля, шарнирная кукла, кукла из нетрадиционных материалов; номинация «аксессуары» (кукольные украшения, шкатулки, мебель). Работы конкурсантов оценивали специалисты из Государственного Русского музея, Дома народного творчества и досуга, Дома культуры «Суздальский», где и проходило мероприятие.
2016 год объявлен Годом кино, поэтому главной темой фестиваля «Куклоград-2016» стал кинематограф. К участию в конкурсе допустили работы, в которых отображены история кино, любимые актеры, жанры. Много было героев сказок и мультиков. В зале кукольной экспозиции работали экскурсоводы, прошли мастер-классы для детей, отдельно для взрослых и отдельно для педагогов города.
– Вы выставили работу «Горянка» по мотивам одноименного фильма по поэме Расула Гамзатова. Почему именно ее?
– Как только узнала о конкурсе, сразу поняла, что героиня поэмы Расула Гамзатова не останется без внимания. С «Горянкой» у меня связано много воспоминаний из детства. Когда я училась в младших классах школы-интерната «Горянка» в Каспийске, туда приезжали кинематографисты из Москвы: искали девочку на роль Аси – героини фильма «Горянка». Режиссер выбрала меня на роль Асеньки, которая появляется в эпизоде фильма, чтобы сказать всего лишь одно слово в ответ на вопрос жениха: «Ну что, Асенька, растешь?». Но строгая мама не разрешила мне сняться в кино. Это было в 1974-1975 году. До сих пор помню слова режиссера о том, что зря они потеряли несколько дней в Махачкале в поисках типажа, надо было сразу ехать к нам в интернат. Училась я тогда в 3-4 классе, была миниатюрной и, по мнению режиссера, подходила на роль маленькой Аси. Режиссер так громко и беспрерывно радовалась своей находке, то есть мне. Я помню тот день как сейчас.
– Не жалеете об упущенной возможности?
– Два года назад на встрече с одноклассницами меня упрекнули, что тогда не снялась в фильме. Я постоянно вспоминаю об этом. Думаю, все не случайно в нашей жизни и мое участие в фестивале тоже не случайно. Свою упущенную возможность сняться в фильме, которую никак не могла забыть, я, словно вернувшись в прошлое, отразила через куклу, похожую как на актрису, так и на меня. Рада, что сыграла эту роль сейчас, так даже интереснее, нечасто дается людям сесть в машину времени.
– Расскажите о «Горянке».
– Моя Ася – шарнирная кукла, которая может повторить все человеческие движения. Платье для нее сшито из тонкой шерстяной ткани, я точь-в-точь повторила крой как в фильме, связала джурабки, вот только кинжал держать в руках ей не пришлось, положили рядом. На подготовку куклы у меня ушло две недели. Столько же времени занимает работа над костюмом: подбор ткани на платье, пошив, перешив, подбор пряжи и изготовление джурабок. Прическа у Аси такая же, как у героини фильма, – тугая коса. Самым сложным оказалось изготовить стойку для куклы. Я перепробовала несколько вариантов, шарнирная кукла больше любит сидеть. «Горянка» вызвала восхищение не только мастерством исполнения, но и смыслом, который я вложила в этот образ. Хрупкая кавказская красавица нашла в себе силы восстать против вековой традиции выходить замуж не по велению сердца, а по велению обычая.
Экскурсоводы уделяли «Горянке» особое внимание, буквально пересказывали поэму Расула Гамзатова. Они с радостью сообщили, что посмотрели фильм еще раз. Но самое главное, что на этом прекрасном форуме добрыми словами вспомнили Дагестан, и драма по мотивам поэмы Гамзатова «Горянка» вновь завоевала сердца посетителей фестиваля. Ведь нам, живущим далеко от родины, это очень важно, мы ценим каждое доброе слово в адрес любимой республики.
– Вы уже больше года работаете в Российском этнографическом музее в Питере. На родине бываете не часто. В Дагестане не планируете выставку своих красавиц?
– Это будет, возможно, даже фестиваль, и меня пригласили принять в нем участие, сейчас занимаюсь подготовкой. А вообще тему кукол я думаю завершать.
– Почему?
– Хочу создать еще одну коллекцию, материал для которой собираю с 2011 года. И на этом, думаю, кукольная тема будет закрыта. Их я стала делать только потому, что просто не было дагестанских кукол ни на одной выставке в Москве, Питере. Когда я начинала, не было ничего, от чего можно было бы оттолкнуться, и тема национального костюма была не так востребована, как сейчас. Было нелегко создавать такую большую коллекцию. Мне посчастливилось выставить свою в Государственной Думе. Считаю, что труд от души дает свои результаты. Радость – это то, что продлевает нам жизнь, делая ее насыщенной. Но я не исключаю, что через какое-то время вновь могу вернуться к своим куклам.