X
09:06 08.02.2018

Аул-часы

Три года висят у меня на кухне часы авторской работы. Всем они нравятся, все спрашивают, где такие часы делают. А вот где: в мастерской Джамалутдина Асильдерова. У него каждые часы - произведение искусства с оригинальным сюжетом и своей историей.

По мне, все поленья пахнут одинаково, а Джамалутдин находит у каждого свой неповторимый аромат. Потому что дерево — доброе, мягкое, живое. Вот в углу мастерской ожидает своего часа заготовка, а в умелых руках мастера она превратится в изящное изделие. Загудели станки, заскрипели пилы, и из-под стамески возникают новые очертания: будут большие резные настенные часы.

Резьбой по дереву мастер занимается около четверти века, а именно созданием часов – лет десять. Начинал с маленьких скульптур. За эти годы изготовил более сотни часов. Механизм покупной, обрамление и циферблат – ручная работа. В каждой из них свои уникальные особенности. В этом деле важна любая мелочь. Много времени художник уделяет подбору оттенков дерева, иначе не добиться нужного результата. Если смотришь на такие часы и кажется, что в сакле кто-то живет, значит идея удалась.

Основной мотив работ – дагестанские аулы. В народе они известны как «аул-часы». Для них, считает мастер, лучше всего подходит ореховое дерево.

В мастерской Джамалутдина повсюду коряги, бруски. Найти хороший материал для работы непросто. В селе знают, кому принести «уснувший» на корню кедр. В доме не только часы сделаны руками мастера, тут и шкафы, и детские кроватки, и стол, и двери, даже люстра… Его дом скорее похож на музей деревянного зодчества. Абсолютная свобода творчества. Даже внешний облик часов рождается по ходу работы. Задумал вырезать часы, посвященные селу Чох, а выходят очертания селения Кубачи.

Художник не должен трудиться «в стол», он творит для людей, считает наш герой. Творения Джамалутдина Асильдерова могли бы украсить любую выставку. Этот вид прикладного искусства не терпит скучной монотонности и конвейерной повторяемости. Покорив одну вершину, мастер тут же устремляется к следующей. В свои изделия резчик вкладывает частичку своей души, каждая работа неповторима. Возвращаться однажды к сделанному неинтересно.

Резьба по дереву требует и особых качеств характера: усидчивости, терпения, кропотливости. Возможно, именно поэтому невелик интерес к данному виду народно-прикладного искусства. А часы с «дагестанской душой» могли бы стать еще одной визитной карточкой республики и наверняка понравились бы гостям и туристам. Ведь искусство обработки дерева у дагестанцев в крови. А все неповторимое, оригинальное привлекает внимание.

Статьи из «Культура»

Художник не может быть равнодушным

15
«Женщины Дагестана – фронту» М. Мушаилова,...

Чухта исполняет просьбу

54
Историю, которую я вам сегодня расскажу, условно можно назвать «историей одного села»....

Импровизация искусства

4
Переливаясь, краски то сгущаются, то неожиданно обретают радужный цвет в лучах солнца,...

Фундаментальное исследование

2
Монографию д.м.н. профессора М. З. Саидова «Клеточные и молекулярные механизмы патогенеза иммуновоспалительных ревматических заболеваний» выдвинута коллективом...

В поисках музейной эстетики

11
Изучение исторических фактов, знакомство с достижениями прошлых лет и современными...

Легенда дагестанской эстрады

9
Когда-то кумыкская исполнительница Исбат Баталбекова сказала про нее: «Так проникновенно...

Эволюция сонаты

8
В зале Кумыкского театра состоялся концерт «Три века камерной сонаты». Эту программу...

Раз, два, три, четыре!

7
«Утренняя гимнастика. Вдох глубокий, руки шире…» – строки Владимира Высоцкого, ставшие...

Крупный вклад в науку

10
Комиссия при Главе Республики Дагестан по государственным премиям РД приняла монографию профессора М. Р. Гасанова «Каспийский поход Петра I 1722–1723 гг.», выдвинутую...

Сердце Петровска

20
При внимательном рассмотрении графической работы «Вокзал» (бумага, гуашь,1940-е гг.), созданной...

Герои не ищут славы

13
На одном из республиканских мероприятий редакция газеты «Дагестанская правда» подарила...