Аул-часы
Три года висят у меня на кухне часы авторской работы. Всем они нравятся, все спрашивают, где такие часы делают. А вот где: в мастерской Джамалутдина Асильдерова. У него каждые часы - произведение искусства с оригинальным сюжетом и своей историей.
По мне, все поленья пахнут одинаково, а Джамалутдин находит у каждого свой неповторимый аромат. Потому что дерево — доброе, мягкое, живое. Вот в углу мастерской ожидает своего часа заготовка, а в умелых руках мастера она превратится в изящное изделие. Загудели станки, заскрипели пилы, и из-под стамески возникают новые очертания: будут большие резные настенные часы.
Резьбой по дереву мастер занимается около четверти века, а именно созданием часов – лет десять. Начинал с маленьких скульптур. За эти годы изготовил более сотни часов. Механизм покупной, обрамление и циферблат – ручная работа. В каждой из них свои уникальные особенности. В этом деле важна любая мелочь. Много времени художник уделяет подбору оттенков дерева, иначе не добиться нужного результата. Если смотришь на такие часы и кажется, что в сакле кто-то живет, значит идея удалась.
Основной мотив работ – дагестанские аулы. В народе они известны как «аул-часы». Для них, считает мастер, лучше всего подходит ореховое дерево.
В мастерской Джамалутдина повсюду коряги, бруски. Найти хороший материал для работы непросто. В селе знают, кому принести «уснувший» на корню кедр. В доме не только часы сделаны руками мастера, тут и шкафы, и детские кроватки, и стол, и двери, даже люстра… Его дом скорее похож на музей деревянного зодчества. Абсолютная свобода творчества. Даже внешний облик часов рождается по ходу работы. Задумал вырезать часы, посвященные селу Чох, а выходят очертания селения Кубачи.
Художник не должен трудиться «в стол», он творит для людей, считает наш герой. Творения Джамалутдина Асильдерова могли бы украсить любую выставку. Этот вид прикладного искусства не терпит скучной монотонности и конвейерной повторяемости. Покорив одну вершину, мастер тут же устремляется к следующей. В свои изделия резчик вкладывает частичку своей души, каждая работа неповторима. Возвращаться однажды к сделанному неинтересно.
Резьба по дереву требует и особых качеств характера: усидчивости, терпения, кропотливости. Возможно, именно поэтому невелик интерес к данному виду народно-прикладного искусства. А часы с «дагестанской душой» могли бы стать еще одной визитной карточкой республики и наверняка понравились бы гостям и туристам. Ведь искусство обработки дерева у дагестанцев в крови. А все неповторимое, оригинальное привлекает внимание.