Всё это служит естественными декорациями для истории, снятой в ноябре 2023 года талантливым режиссером, музыкантом, композитором, продюсером и сценаристом Исламом Сатыровым (на снимке). Это не съёмки исторического блокбастера, а жизнь, документальная правда, которую он решил рассказать миру. Кинолента «Авдарыс», сопровождаемая авторской музыкой, откликается в сердце каждого, кто ценит историю, понимает значение и ценность культуры, чувствует боль безмолвного исчезновения традиций и многообразия.
От саксофона к кинокамере
Путь Ислама к кинематографу напоминает его же фильмы – непредсказуемый и искренний. Он родился в ауле Каясула Нефтекумского района Ставропольского края, живёт в Минеральных Водах. Саксофонист, выпускник эстрадно-джазового отделения Астраханского музыкального колледжа поступил в консерваторию, но бросил, увлекшись звукорежиссурой. Работал в Москве на студии звукозаписи, открыл свою музыкальную студию. Мог бы остаться в столице, аранжируя песни, но, путешествуя по России, понял истину: главное богатство страны не в столичных блёстках, а в многообразии культур её народов.
Ислама привлекла этническая музыка, он с легкостью освоил домбру, двухструнный щипковый инструмент. Свой стиль относит к поп-року с элементами фольклорных приёмов – синтезу домбры с современным звучанием. Молодой человек сочиняет на ногайском языке. Выступал на международных фестивалях в Сербии, Венгрии, Турции… Снялся в нескольких документальных фильмах.
В качестве режиссера снял четыре документалки, две художественные короткометражки, один полнометражный фильм, также снимает музыкальные клипы и рекламные ролики. Новый проект – документальная кинолента «Авдарыс» (борьба на лошадях) – вышла летом 2024 года.
Сегодня Сатыров – режиссёр без академического образования. Его фильмы продолжают философию автора: сохранять и популяризировать ногайскую культуру там, где она начинает стираться под натиском глобализации.
– Документальное кино – мое давнее увлечение. Мне бы очень хотелось, чтобы россияне как можно больше смотрели документальные фильмы: они правдивее и честнее, – говорит Ислам и признается, что кино любил с самого детства, которое выпало на 90-е годы. – Помню, что даже играл в оператора. Ходил с самодельной камерой из коробок, вставлял внутрь зеркала и изображал процесс съемок. Мы жили в ауле, тогда технологии еще не были доступны, тем более в провинции, поэтому для нас было в диковинку видеть человека с видеокамерой в руках. Любительскую камеру купил в 20 лет, снимал какие-то семейные зарисовки для себя, пробовал монтировать. Основное мое занятие – музыка, ею занимаюсь с 5 лет. После студенчества увлекла звукорежиссура, и, погрузившись в эту сферу, стал, что называется, прокачиваться… Сейчас идут очередные съемки полнометражного фильма, который выйдет в следующем году. Историю о популярном в народе чабане блогере Хамзе мы снимаем под рабочим названием «Чабан Хамза». В качестве режиссёра участвую в различных проектах, но наибольший интерес вызывает формат регионального кинематографа. Я дагестанец, и рассказывать истории о культурном многообразии своей малой родины, делиться происходящими событиями, апеллируя фактами, мне интересно и познавательно. У зрителей вызывает большой интерес то, насколько глубоко соцсети проникли в жизнь глубинки России, как самоорганизовываются люди, какой жизнью живет пастух и многое другое.
Борьба за традиции
«Авдарыс» – это больше чем кино, это доказательство того, что искренняя история, снятая на родной земле о своих людях, может обрести универсальный язык, понятный всем. Возрождение начинается не с громких указов, а с одного человека, рискнувшего пойти против течения. Кемал, главный герой, бросает городскую жизнь и возвращается в родной аул с безумной, на первый взгляд, идеей – возродить древний вид спорта – борьбу на лошадях.
Понятие «Авдарыс» («опрокидывание» – в переводе с ногайского языка) в контексте фильма приобретает попытку опрокинуть равнодушие, забвение, скепсис односельчан. Съемочная бригада стала свидетелем того, как герой буквально по крупицам собирал всё необходимое для первой тренировки. Он уговаривал хозяев дать лошадей, искал единомышленников среди тех, кто пасёт скот, трудится на комбайнах или выращивает арбузы. Но всё меняется после первых состязаний – повышается интерес окружающих к этому почти забытому виду спорта, и выявляется новый перспективный спортсмен. Ребята активно готовятся к встрече с лучшими спортсменами России и Средней Азии, а Кемалу остаётся надеяться, что гены кочевника помогут его подопечным в этой тяжелой борьбе. В этом подлинная непарадная Россия, где национальный дух живет в руках и сердцах простых людей.
– «Авдарыс» был на грани исчезновения в свое время, но сегодня он активно возрождается и развивается благодаря герою нашего фильма, взявшего на себя такую миссию. Появились меценаты, поддерживающие идею возрождения национального вида спорта, тренируются школьники. Это вдохновляющая история о важности сохранения самобытности и самосознания народа, – говорит Ислам.
Кульминационным событием на съемках и в реальной жизни он называет турнир по борьбе на лошадях. Противостояние двух всадников, пытающихся стянуть друг друга с лошади, действительно захватывает.
Режиссер признаётся: это настолько интересное зрелище, что ему как создателю было досадно не иметь возможности просто сесть и наблюдать, отдавшись эмоциям. Но его долг был за камерой. Случались различные неожиданные обстоятельства, которые на самом деле видоизменили и значительно обогатили первоначальный замысел.
Камера как часть пейзажа
Секрет успеха Сатырова-документалиста прост: он не приходит на съёмки как сторонний наблюдатель, он становится своим.
Благодаря этому подходу зритель видит не постановочные кадры, а подлинную жизнь: усталость после сенокоса, азарт в глазах молодых ребят, впервые оседлавших лошадь для непривычной битвы.
– Основной метод документалистики состоит в том, чтобы внедриться в общество. Вся работа режиссера на площадке с непрофессиональными актерами строится только на доверии, для доверительных отношений нужно время. И мне здесь крупно повезло, потому что с героем фильма был давно знаком и он прекрасно знал, чем я занимаюсь. Соответственно и времени на адаптацию не потребовалось. Сначала мы с командой снимали на маленькую камеру, а когда ребята привыкли к нашему обществу, то перестали замечать профессиональную аппаратуру, – делится Ислам.
Кино, которое лечит
«Авдарыс» – не первый проект Сатырова, затрагивающий струны души. Дебютной режиссерской работой стал «Камбак» («Перекати-поле»), снятый в 2014-м. Затем был «Инста-пастух» (2022) – о молодом пастухе-дагестанце Артуре Аджибатырове.
Знаком киноманам дагестанский режиссер и по художественному фильму «Испытание аулом», рекомендованному Минпросвещения РФ к показу в школах.
– Детское кино делать сложнее, чем взрослое, – подчеркивает режиссёр. – Признаюсь, считал задумку провальной. Но сейчас многие родители пишут мне слова благодарности, и это ценно.
Когда смотришь его работы, понимаешь: настоящее кино рождается не в голливудских павильонах, а там, где жизнь бьёт через край. Где пахнет степью и можжевельником, где лошади фыркают от напряжения, а люди борются за сохранение своей культуры и традиций. И в этой борьбе, как и в хорошем кино, важнее всего не громкие спецэффекты, а тихая, но упрямая надежда. Та самая, что заставляет человека с камерой в руках снова и снова возвращаться в свою степь, чтобы рассказать её историю миру.