Автора! Автора! или Песчаный бархан драматургии
Зашел недавно на сайт одного национального театра. Репертуар богатый: тут вам и комедии, и трагедии, и драмы. Оказалось, автор одной пьесы – осетин, другой – татарский драматург. Вот, наконец, созданная дагестанцем, только написал он ее еще в 1949 году!
У национальных театров республики проблем предостаточно. Не хватает средств на декорации, костюмы, у актеров низкая заработная плата. Но есть еще один вопрос, не менее важный, а может, и важнее остальных. Речь идет об отсутствии новых национальных пьес на современную тематику. Какой смысл в существовании национальных театров, если у них нет собственных драматургов и если их репертуар заполнен пьесами братских народов? Не будет новых пьес на родном национальном материале, театр через несколько лет, поистрепав старый репертуарный «багаж», потеряет свое национальное лицо и неповторимый народный колорит. У народа просто не станет своего театра.
На первый взгляд, отсутствие собственных пьес вроде бы беда небольшая. Нет пьесы на национальном материале, так переведем классику, адаптируем, осовременим и поставим любую пьесу. Есть же Шекспир, Мольер, Вампилов, Цадаса! Только все они хоть и поднимают вечные темы, но все же писали о своем времени и своим языком. А зритель сегодня требует, чтобы говорили о нем, о том, как он живет в современном Дагестане, среди «приор» и бутиков, новостроек и бурных политических процессов, соцсетей и гаджетов, угроз терроризма и наркомании. Одним словом, чтобы театр говорил про нас.. Но кто пишет об этом из дагестанских драматургов? Тишина. А те пьесы, что авторы приносят в театры, демонстрируют их неграмотность, отсутствие знаний законов сцены, сценического действия, элементарного писательского опыта. Чтобы ставить такую пьесу, режиссеру нужно самому ее полностью переписать.
Свежий пример. На минувшей неделе в Театре поэзии подвели итоги республиканского конкурса на лучшую пьесу антитеррористической направленности. Состоялась встреча с авторами произведений, обстоятельный профессиональный разбор представленных работ. Итоги не обнадеживают: диплом I степени жюри вообще никому не присудило, объяснив это решение отсутствием среди представленных работ хотя бы одной пьесы, отвечающей критериям высокохудожественного литературного произведения. Диплома II степени и премии удостоены чеченские (!) драматурги Эдуард Мамакаев и Леча Яхьяев за пьесу «Сливовый саженец», диплома III степени и премии – Гасан Салихов за пьесу «Двойной капкан», поощрительного диплома – Эльмира Ашурбекова за пьесу «Когда меняется вечность». Размеры премий конкурса – 100 тысяч рублей за первое место, 50 – за второе, 30 – за третье. Согласитесь, хорошее подспорье семейному бюджету. В чем же проблема? Почему не пишут? Может, не хватает таланта, зрелости или гражданской смелости в конце концов.
— Драматургия – сложное направление. Поэты и прозаики в Дагестане есть, а вот за пьесы, где надо раскрыть характер, исследовать путь героя, как он, например, из интеллигентного человека превратился в террориста, мало кто берется, — комментирует ситуацию один из членов жюри конкурса, председатель Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов. — В республике появляются молодые талантливые авторы, но в плане драмы я просвета не вижу. На конкурсе мы не нашли пьесы, которая бы отразила состояние нашего общества, хотя проблем в нашей жизни масса. Не оказалось от начала до конца талантливой пьесы, которую бы можно было сразу поставить на сцене. Представлены «рыхлые» произведения, над ними еще работать и работать.
Взращивать драматурга должен сам театр, убежден Ахмедов. У каждого крупного театра в мире есть свои драматурги, от которых они ждут пьес. Эту традицию нужно возродить и у нас: посылать молодых ребят учиться этой профессии, создавать при театрах творческие лаборатории драматургов. По его мнению, начать можно было бы с замечательной дагестанской прозы, адаптируя ее для театра.
Драматургов мало, но даже те, кто есть, не хотят писать, констатирует председатель Союза театральных деятелей республики, народный артист Дагестана и России Айгум Айгумов.
— В советское время заключались договоры с драматургами, композиторами, на это театру отпускались авторские гонорары. В первые годы после распада Советского Союза эта практика сохранялась, а потом театры авторских гонораров были лишены. Для примера, сейчас Кумыкский театр сотрудничает с автором, которому не оплачено уже за три пьесы поставленных спектаклей, – говорит Айгумов. С его слов, в среднем цена пьесы 150-200 тысяч рублей. Но театрам приходится договариваться с авторами за более низкие цены, хотя бы за 30-50 тысяч рублей. Больше заплатить они не могут. Даже эти суммы надо выкраивать из своих доходов.
Современные пьесы очень востребованы и театром, и зрителем. В последние годы Кумыкский театр активно ставит остросоциальные пьесы драматурга Атава Атаева. В прошлом году по его произведениям были поставлены два спектакля – «Совесть» и «Ночной полет». Они хорошо приняты зрителем.
— Раньше репертуар театров состоял как минимум наполовину из пьес национальных авторов, и писатели старались, – соглашается Атаев со своим коллегой. – А когда драматург не востребован, он уходит в другие сферы деятельности. Конечно, готовую пьесу, которая уже отработана, ставить легко, и часто театры идут по легкому пути. А надо всерьез заниматься современной драматургией, поощрять авторов пьес, проводить семинары. Национальный театр не может существовать без национальной драматургии. Поэтому в вопросе об авторах пьес, особенно когда речь идет о национальных театрах, необходимо внимание со стороны государства.
О кризисе дагестанской драматургии мы писали не раз — проблема эта появилась не сегодня и не вчера. Но если она не решается десятилетиями, то это означает, что проблема понемногу начинает влиять даже на театры с многолетней историей. Как ветер – на исполинский песчаный бархан, за десятилетия незаметно меняющий его контуры.