Балансир как эстафета
В Хивском районе село Межгюль, пожалуй, самое известное в Дагестане. И не только потому что имеет богатую многовековую историю, а потому что с тех же самых пор известно своим ремеслом – ковроткачеством. Географию известности эти места расширили в 30-е годы прошлого столетия, когда здесь, в одном из первых сёл, были созданы ковровые артели молодой автономной республики в стране.
И сегодня в Межгюле работает ковровая фабрика, где 100 мастериц ткут ворсовые и безворсовые ковры. Мужчины традиционно занимаются земледелием и скотоводством. Так ведётся веками.
И только дерзкий Эризман нарушил устоявшийся уклад. Он первым шагнул на канат, что для этих мест было делом совершенно непривычным. И случилось это вполне осознанно, в возрасте, когда молодой человек в ответе за свои поступки и действия.
За его плечами уже осталось Хасавюртовское училище, работа учителем в школе родного села Чере, служба в армии, когда Эризман стал проявлять интерес к эквилибристике, удивлявшей красотой, чёткостью, свободой исполнения на канате. Канатоходцев он видел на часто проходивших районных и республиканских мероприятиях. Он заворожённо смотрел на различные трюки, выполняемые на высоте, и мечтательно думал: «Вот бы и мне так».
Эризман Агабеков был в отличной спортивной форме даже подростком, потому и пошёл на физкультурное отделение в педучилище. Да и позже при весе 63 кг он поднимал гирю в 24 кг, жонглируя ею 130 раз. Зрители соревнований по гиревому спорту ещё до старта отдавали ему победу. Так что для реализации мечты ходить по канату, если можно так сказать, фундамент имелся: упорство, сила воли, хорошая физическая подготовка, стремление достичь результата.
Для начала Эризман упорно занялся акробатикой, получил III разряд по гимнастике и I по гиревому спорту, стал признанным чемпионом двух районов: Хивского и Агульского. А первый шаг по канату сделал во дворе своего дома. Каждый день по 4–4,5 часа он продолжал упорно тренироваться. Срывался и вновь через несколько минут под ногами чувствовал упругость натянутой металлической проволоки, заменившей ему канат.
А теперь у зрителей захватывает дух, когда Эризман Агабеков выполняет впечатляющие трюки на натянутом на высоте 3–3,5
метра над землёй канате: передвижение с грузом на голове, в тазу, на лестнице, двойном диске с завязанными глазами. А исполнение одного из самых сложных элементов на тросе – сальто вызывает такой всплеск адреналина, что эмоции зашкаливают, восторженные возгласы и шквал аплодисментов оглашают окрестности.
От риска в этой профессии никто не застрахован. Опасное ремесло испытало и Эризмана. Однажды на выступлении в соседнем селе при исполнении коронного номера случилось непредвиденное. Канатоходец, выполняя трюки, всегда смотрит в одну точку. Резко повернувшись, а тем более сделав сальто, он опять ориентирует свой взгляд на какую-либо точку. Это помогает балансировке. Но на этот раз бурные эмоции зрителей «сбили» внимание, и… Эризман сорвался вниз. Очнулся только в больнице на третьи сутки. Потом долгий период восстановления. Но крепкий духом пехлеван не отчаялся, не бросил занятия любимым делом, вопреки обстоятельствам, вернулся на канат и продолжал совершенствовать мастерство.
Рискованные трюки, зажигательный танец на высоте 3,7 метра на тонком канате под пронзительные звуки национальной зурны Эризман исполнил на республиканском празднике «Пагъламан» имени народных артистов России Р. Абакарова и Я. Гаджикурбанова в селе Цовкра, где зародилось это старинное ремесло горцев, где виртуозы-канатоходцы возвели его в ранг высокого искусства. Эризман решился исполнить свои номера на канате без балансира, что являлось свидетельством высокого мастерства. Его выступление было отмечено специальным призом от Главы Республики Дагестан.
Зрители международных фестивалей: народного творчества «Горцы», «Каспий – берега дружбы», «Цамаури», а также масштабных культурных мероприятий «Шарвили», «Самурская осень», «Эбельцан», «Пехлеваны» – неизменно восторженно встречают выступления Эризмана Агабекова. Эти и многие другие проекты, организованные Министерством культуры РД, РДНТ, и сам традиционной жанр народного творчества, интерес к нему служат развитию ремесла, заслуженно ставшего одним из видов циркового, очень зрелищного искусства.
В педагогическом мышлении Эризмана всегда есть место желанию делиться опытом, знаниями. А потому он передаёт свои умения в цирковой школе в Дагестанских Огнях. «Эти занятия не из лёгких – испытания на выносливость, смелость, решительность. Из 10 ребят успехов на тренировках добивается лишь половина из них. Особого терпения требует эквилибристика», – констатирует учитель.
Продолжая заниматься развитием и популяризацией циркового жанра в республике, способствующей сохранению преемственности лучших традиций народного творчества, Эризман Казанбегович и в школе искусств села Межгюль организовал кружок канатоходства, где дети занимаются акробатикой, гимнастикой, хождением по проволоке.
«Духовная культура не может существовать без культуры физической, и её нужно формировать с детства», – убеждён канатоходец. И, работая в Межгюльской школе, он среди ребят продвигает и развивает комплексные виды спорта – прыжки в длину, метание камня, поднятие гири, перетягивание каната. «Так тренируются душа и тело, – продолжает рассуждать Эризман Казанбегович. – Объединение разных видов спорта и владение ими приносят пехлеванам успех».
У него много учеников, есть последователь и в семье. Его сын тоже выступал на канате. Сейчас юноша в Новосибирске, служит в армии. Он с детства почувствовал силу традиций, а потому, возможно, продолжит дело отца, который до сих пор удивляет зрителей. «Когда я на канате, обо всём забываю. Есть любимые трюки. Прыжок с разворотом на канате – мой коронный. Сегодня его делают многие, а когда-то полюбоваться на мой номер приезжали из разных уголков республики, – говорит пехлеван и вспоминает своё показательное выступление в городе Заречный Свердловской области. Тогда зрители не хотели его отпускать, удивляясь, спрашивали: «В Дагестане все такие бесстрашные?» На что горец отвечал: «Смелость и отвагу мы получаем с молоком матери. И каждый, кто достигает высот в этом рискованном искусстве, мечтает о продолжателях народных традиций».