Балет – не для слабых
Творческий путь солистки балетной труппы Дагестанского государственного театра оперы и балета Евгении Калинтеевой очень интересен, и начался он не совсем обычно. По балетным меркам она пришла в театр поздно, но ее упорство, труд и поддержка руководителя принесли свои плоды. Сегодня Евгения исполняет главные партии в балетах «Бетховен. К бессмертной возлюбленной», «Гамлет», «Рапсодия любви» постановки заслуженного артиста РФ Мусы Оздоева, исполняет главную роль в балете «Асият» (народный артист СССР Олег Виноградов). Дагестанская балерина также была участницей международного фестиваля «Видеть музыку» (Москва, театр Н.Сац), международного фестиваля-форума «День балета на Каспии» (Астрахань, Астраханский театр оперы и балета), а также гала-концерта международного фестиваля «Vivat, ballet!» (Санкт-Петербург, Мюзик-Холл).
Сегодня Евгения исполняет главные партии в балетах «Бетховен, «Гамлет», «Рапсодия любви» в постановке заслуженного артиста РФ Мусы Оздоева, исполняет главную роль в балете «Асият» (режиссёр – народный артист СССР Олег Виноградов). Дагестанская балерина также была участницей международного фестиваля «Видеть музыку» (Москва, Театр Н. Сац), международного фестиваля-форума «День балета на Каспии» (Астрахань, Астраханский театр оперы и балета), а также гала-концерта международного фестиваля «Vivat, ballet!» (Санкт-Петербург, Мюзик-Холл).
– Вы – творческий человек, поете, играете на музыкальных инструментах и танцуете. Не сложно всё это совмещать?
– Бывает, конечно, трудно, но всё возможно, если есть сильное желание и понимание, к чему мы идём. Есть поговорка «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Но я не думаю, что, распыляясь, можно достичь успеха сразу во всем. Важно расставлять приоритеты, выбирать, что на данный период первостепенно, и уделять этому больше времени и сил.
– Что стало определяющим в выборе профессии балерины?
– Мне очень хотелось быть частью театрального мира со всей прелестью скрытого от зрителя закулисья, хотелось движения во всех смыслах: выражения чувств через танец, проживания разных образов, приятной суеты гастролей, ощущения себя частью чего-то масштабного.
– Какие чувства были, когда впервые пришли работать в театр? Как встретил коллектив?
– Я до сих пор помню этот день, и он словно фрагмент из фильма. Долго не решалась выйти из зоны комфорта и начать то, к чему тянулась душа. Но в итоге я поняла, что глупо хотя бы просто не попробовать. Пришла в театр, дождалась балетмейстера, заслуженного артиста РФ Мусу Оздоева, и сказала: «Здравствуйте, я хочу у вас работать».
Затем я поднялась в балетный класс и вместе со всей труппой делала, как умела, разогрев. Было невероятно сложно, непонятно, и я думала, что никогда не смогу запомнить и повторить то, чем занимаются все эти юноши и девушки. Потом мне дали возможность показать подготовленный мною танец, после которого ребята мне аплодировали, хотя все мы понимали мой невысокий уровень. Это было неожиданной и приятной поддержкой! А руководитель, видимо, разглядел во мне потенциал и дал добро на то, чтобы я приступала к работе.
В любой команде атмосфера имеет большое значение. И мне с этим повезло! Это замечательные, талантливые и позитивные коллеги, готовые прийти на помощь делом, советом, проявляющие внимание и поддержку даже вне работы. Мелкие передряги тоже случаются, это нормальное явление в любом коллективе. Я благодарна, что работаю вот уже 8 лет бок о бок с такими людьми.
– Путь от артистки кордебалета до ведущей солистки – каков он?
– Многие думают, что мой быстрый рост связан с опытом в хореографии в детстве. Это не совсем так. Во-первых, от природы я не обладаю многими балетными данными и пришлось их развивать огромным ежедневным трудом. Во-вторых, база, полученная мною в детстве, далека от той, после которой становятся артистами балета. В-третьих, я пришла в театр по балетным меркам очень поздно – в 21 год. И все эти важные годы переходного возраста были утеряны. Ухудшились осанка и походка, пропала гибкость, о хороших манерах вообще речи не было. Я всячески отгораживалась и пыталась забить в себе стремление к красоте, женственности и искусству. И сейчас тот уровень, которого я достигла за годы работы в театре, результат моего упорного труда и поддержки моего наставника Мусы Хазботовича. Он вложил в меня много времени, сил, знаний и верил в меня больше, чем я сама!
Свою первую сольную партию я получила через полгода работы в театре, а ещё через полгода исполнила ее на сцене. Это партия Бессмертной возлюбленной в балете «Бетховен». Постепенно появились и другие сольные партии, дуэты, трио.
– Вам ближе классический балет или современный?
– Ближе направление contemporary. Это синтез всевозможных направлений хореографии, акробатики, пантомимы и актёрского мастерства. И здесь больше свободы: в лексике, в костюме, импровизация.
– Как проходят репетиции, если сил не осталось совсем?
– Балет – не для слабых. Ни духом, ни телом. В нём многое против природы в анатомическом плане. Каждый день нужно воспитывать свой ум и свое тело. В балете нечего делать без любви к нему. Но, конечно же, бывают и спады, и выгорания. Иногда держишься на силе воли, зная, ради чего ты это делаешь, иногда из-за ответственности, нельзя подводить, будучи «пазлом» в общем деле. Но я стала больше прислушиваться к своему телу. Наш организм гениален, он говорит с нами. Только за нами выбор: игнорировать его или идти навстречу. Мир балета полон стереотипов. Мол, это сугубо женское занятие, балерины мало едят, слушают только классическую музыку и многое другое….
Тем, кто считает балет женским делом и что в нем нет мужского, я всегда советую посмотреть вариацию Филиппа из балета «Пламя Парижа» в исполнении заслуженного артиста России Ивана Васильева. Эта партия полностью развеет все стереотипы. А по поводу питания, чтоб понимали – если мы будем мало есть, у нас не будет никаких сил для нагрузок. У всех в труппе разные возможности, биоритмы, каждому необходимо восполнить свои энергозатраты. Тут главное помнить – мы есть то, что мы едим. Ну, и музыку мы все слушаем самую разную – в зависимости от настроения, предпочтений.
– Движения в балете регламентированы. Выходит, импровизировать в танце нельзя?
– Верно, но это зависит от того, в каком спектакле задействован артист и насколько это одобряется руководством. Что касается нашей труппы, Муса Хазботович ставит, скажем, движенческий каркас, объясняя нам своё видение хореографического номера или спектакля, обозначая задачи и характер исполнения. А дальше мы раскрашиваем наши партии сами, донося до зрителя его идею. Возникающие вопросы обговариваются. Танец неделим с эмоциями. С привнесением эмоций и своей подачи самые обычные и даже сухие, скучные движения преображаются, становясь наполненными и многогранными.
– Мало кому приходит в голову, что в сфере искусства, а конкретно танцевального, хватает трудностей – начиная от профессионального здоровья артистов и заканчивая финансовыми проблемами театра. Как можно было бы помочь?
– Наша работа предполагает большие физические нагрузки. Тут приходится выбирать – либо мириться с этим и идти до конца, либо думаешь о возможных последствиях. Ты находишься в коллективе, чувствуешь ответственность и не хочешь подводить. Если это фанатично не любить, там делать нечего. Также хочу затронуть очень щемящие темы – невысокие зарплаты, звания, которые еще не получили некоторые артисты нашей труппы, нехватка гримерок.
Некоторые солисты находятся в этом ранге уже несколько лет, хотя давно имеют признание зрителей. Они внесли большой вклад в развитие культуры республики, что неоднократно отмечалось вручением грамот и дипломов, но до сих пор у них нет званий. Хотелось бы, чтобы руководство республики уделило нам чуть больше внимания и поддержки. Тем более у нас единственный Театр оперы и балета в Дагестане.
– Как с гастролями? Полагаю, их сейчас не так много, учитывая проблемы финансовые.
– Гастроли – важная составляющая рабочего процесса любого творческого коллектива. Это бодрит, вдохновляет, расширяет кругозор. Выезды дают огромную мотивацию, мы можем брать пример с других коллективов, почерпнуть что-то для себя, а также показать свой репертуар, свой профессиональный уровень.
Мне посчастливилось выступить на трех больших сценах страны: Москва, Санкт-Петербург, Астрахань. Это огромный опыт, после которого начинаешь здраво оценивать свое исполнительское мастерство и возможности. Было очень ценно, приятно и вдохновляюще общение с мэтрами балетного искусства. Они уделяли свое время, обозначали мои точки роста, даже делали комплименты по поводу моего исполнения, исполнения моего сценического партнера и таланта нашего художественного руководителя.
– Кстати, а как вы можете описать своего идеального сценического партнера?
– Мне всегда везло с партнерами. Я танцевала с заслуженными артистами Ингушетии и Дагестана Арсеном Курбанмагомедовым, Эльдаром Ахмедовым, Муртузом Гаджиевым, с солистом балетной труппы Османом Рустамовым. Они просто невероятные ребята, сильные, статные, выносливые, всегда покажут партнершу в выгодном свете. Исполняя с ними партии, чувствуешь себя в надежных руках.