Балет – высокое искусство


Шесть лет назад Министерство культуры РД пригласило из соседней Ингушетии хореографа Мусу Оздоева для постановки балета Мурада Кажлаева «Горянка». Артистов балета в нашей республике не было, и ему приходилось создавать спектакль, как говорится, на пустом месте. Справедливости ради надо сказать, что «Горянку» старшее поколение дагестанцев видело. Много лет назад к юбилею Расула Гамзатова этот балет поставил и привез в Махачкалу Ленинградский театр оперы и балета (хореограф О.Виноградов). Но прошло несколько десятков лет, балет сошел со сцены, да и исполнители главных партий в стране давно уж не живут, как и сам О.Виноградов.
И вот в 2003 году Муса Оздоев, имевший определенный опыт работы в Москве, в одной из неофициальных «балетных столиц» — Перми, где был директором и художественным руководителем театра «Камерный балет», начал работу в Махачкале в весьма сложных условиях. И все же балет был поставлен в короткие сроки, потому что было единение творческого энтузиазма хореографа (создать для братского народа Дагестана спектакль нового для него жанра) и властей, готовивших 80-летие Расула Гамзатова. Помогло и знание национального колоритного танца кавказцем М.Оздоевым – ингушем по национальности, и его классическая подготовка (он окончил училище при Большом театре СССР и ГИТИС), а также участие в постановке артистов ансамбля «Лезгинка», умеющих воплотить задумки хореографа на сцене. Все счастливо слилось, что и определило громкий успех «Горянки» на сцене Дагестанского театра оперы и балета.
Затем последовали заказы М.Оздоеву на музыкально-хореографические спектакли, в том числе и в драматическом театре, театре оперы и балета. И вот теперь заслуженный артист России, лауреат Международного конкурса во Франции Муса Хазботович Оздоев – художественный руководитель балетной труппы Дагестанского государственного театра оперы и балета.
— Мой дагестанский период творчества начался с первого национального современного балета «Горянка». Затем я поставил первый в Дагестане мюзикл «Колесо жизни», спектакль «Денеб – новая звезда», — вспоминает Муса Хазботович. – Последовали «Солнечный диск» — театрализованное представление на стыке двух пластов: один – основанный на ритуальных песнопениях и танцах, другой – остросовременный авангардный. Это тонкое переплетение породило этнику в стиле модерн.
Работая над этим непростым представлением, я из многих артистов присмотрел нескольких очень пластичных, одаренных природой танцоров, которых приглашал поработать в других постановках. Так я «сколотил» труппу из 10 человек. Их-то и привел в театр оперы и балета. Этот костяк зарождающегося коллектива наращивал новыми его членами. Так я создал труппу из 25-30 человек. Число действующих артистов меняется – ведь молодые: то в декрет девушки уходят, то заманчивые предложения их уводят из театра. Теперь в театре полноценная труппа артистов балета. С ней-то я в этом сезоне отработал 4 спектакля.
— Четыре спектакля – это большой напряженный труд. Означает ли это, что Вы, Муса Хазботович, в нашей республике человек не временный?
— Поначалу я выполнял работы по заказу. Но с каждым новым договором на тот или иной спектакль я «вростал» в Дагестан. Много читал об истории этого края во время работы над «Солнечным диском», «Горянкой», «Имамом Шамилем», слушал много музыки – старинной и современной, встречался с историками… Все это очень помогало в деле. Архаика и современность – такие интересные, такие фундаментальные, многообразные слои музыкального, хореографического искусства народов республики.
В Дагестане мне интересно работать, хотя сам процесс проходит не всегда гладко и так, как хотелось бы. Но я хочу как можно меньше слышать от дагестанцев вопросы типа: «Что, у нас балет есть?» Я, как могу, популяризирую балетное искусство. Думаю и о кадрах. Поэтому пошел на преподавательскую работу в Дагестанский колледж культуры. Занимаюсь со студентами на отделении хореографии. Среди них есть одаренные. Пять из них взял в труппу оперы и балета, есть девушки даже со второго курса. Было бы, конечно, хорошо, если бы к нам приходили уже готовые артисты балета. Но в республике развита школа национального фольклорного танца, а вот классический танец был не на первых ролях, потому и учиться на артиста балета долгие годы не посылали в хореографические «центры» страны. Я пытаюсь восполнить этот пробел и вызвать интерес молодежи к этому высокому искусству. И безмерно рад, что девушки и юноши хотят танцевать под академическую музыку, заниматься серьезно, приходят, просят их научить классической пластике, работать на пуантах, двоих послали учиться в С.-Петербург. Интерес к балетному искусству – это не только стремление к совершенной пластике, но и к замечательной музыке. Молодые учатся не только танцевать, но и слушать, понимать мелодику музыкального произведения. Я с труппой на базе театра оперы и балета занимаюсь ежедневно по нескольку часов, хорошая музыка постоянно у них на слуху.
— Кстати, когда бы я к вам не зашла, в рабочем кабинете у Вас всегда звучит музыка. Вы сами постоянно пребываете среди этих гармоничных звуков.
— Мне так комфортно. Посмотрите, в кабинете везде кассеты, диски с записями различной музыки. Даже сумка, с которой я везде хожу, набита дисками. Их у меня более трехсот. Я слежу за новинками, приобретаю классику, всегда слушаю музыку.
— При этом Вы мыслите танцевальными категориями?
— Музыка – первична, она рождает движение. Экспрессивная, яростная, патриотическая, задумчивая, нежно-лирическая музыка диктует различную пластику, движениями тела можно передать, усилить восприятие. А как это сделать? Этому я учу своих подопечных. Вот и судите, временный ли я человек в Дагестане. Да и результат говорит сам за себя. Повторюсь: четыре спектакля за сезон, два из них на музыку Мурада Кажлаева – оперетта «Валида», где много хореографии, которую махачкалинцы уже видели, и премьерный музыкальный спектакль, который состоится сегодня, – «Земля и небо», где я сам режиссер и хореограф. В нем синтез пения и хореографии.
— Наша газета сообщала, что театр оперы и балета скоро покажет «Чарли – великий маг»…
— Это следующая премьера и представляет собой балетное шоу. Так я назвал ее для себя. Это семнадцать концертных номеров: каждый для определенной мизансцены, передающей внутреннее состояние героя. Хореография выстроена под популярные песни Пиаф, Адамо, Матье, Челентано, хора Турецкого, Лаймы, Дато… Сценарий мой, естественно, хореография – тоже, музыка – шестнадцати разных композиторов, среди которых и дагестанский музыкант Рамиз Гаджиалиев.
Я пытался в этом шоу показать возможности труппы театра, делал все так, чтобы танцовщикам было интересно работать и почувствовать себя Личностью в своем деле. Это, по-моему, для них очень важно. А солируют там А.Ильясов, Б.Абакарова, А.Шахмарданова, Э.Ахмедов, М.Гаджиев, А.Дорохов, А.Курбанмагомедов и некоторые другие.
— У Вас уже был подобный опыт в спектакле «Энигма»…
— Да. Но «Чарли» — это шоу не только для молодых, но и для всех других. Прекрасная музыка 60-70-х годов прошлого века, которую пели, я уже перечислял кто, это красивая, мелодичная музыка того времени, когда в песнях важна была душа. Она близка уму и сердцу не только уходящему поколению, но и молодым. Придумав «Чарли», я тем самым хотел порадовать зрителей и себя тоже. Мне хотелось после «Горянки» и «Имама Шамиля», где внутренне сложная концепция, сделать некий синтез серьезного и легкого, игрового, красочного шоу, совместить для зрителя отдых и высокое искусство хореографии. Это как бы ответ на то низменное, что мы видим на современной эстраде. Человек слаб, молодежь тем более подвластна животным потребностям. А я хочу его приподнять посредством искусства, смести шелуху, показать вкус на сцене, повернуть в позитив.
— Цель благородная. Думаете, она оправдается?
— Смею надеяться, что моя работа в Дагестане имеет оправдание. Появились танцевальные коллективы разных направлений. Пусть они будут, и как можно больше. И на первых порах неважно, что не всех можно зачислить сразу в разряд хороших. Зритель, не без нашей помощи, в том, что мы делаем в театре, сам разберется, кому из этих коллективов жить, смоет мусор, а настоящее искусство останется.
Статьи из «Культура»
Народный соловей

Зеркало времени

Песни о войне и Победе

Театральный триумф

В книгах живёт история

Хиты на все времена
