Балхар глазами художников
Немало шедевров народных промыслов дагестанцев хранят фонды наших музеев. Но есть в Дагестане аулы, где исконно народное творчество или ремесленничество передается веками из поколения в поколение. И сами эти аулы мастеров давно стали музеями под открытым небом.
Балхар – один из интереснейших аулов Дагестана. Он известен прежде всего как крупный центр неполивной расписной керамики. Уже во второй половине XIX в. балхарцы снабжали керамическими изделиями весь горный Дагестан. Древность происхождения балхарской керамики отмечали многие исследователи (Е. Шиллинг, Э. Кильчевская, С. Магомедова).
Вместе с тем и само селение Балхар стало в XX веке объектом художественного исследования. Этому способствовала и относительная близость селения к центру, и прежде всего уникальная материальная культура. Ведь помимо производства керамики, которая стала «визитной карточкой» аула, в Балхаре было широко распространено и безворсовое ткачество и производство войлочной обуви, украшенной золотым шитьем. Изготовление войлока в Балхаре запечатлел художник Евгений Лансере на одном из своих рисунков.
Уникальный памятник культуры представляет и сам Балхар. Одаренные тонким художественным чутьем балхарцы умели ценить красоту не только керамических изделий. На фотографиях, сделанных в ауле, мы можем видеть резные камни в кладке домов, резную мебель. В домах балхарцев, как и у многих национальностей Дагестана, существовали кунацкие – комнаты для гостей, представляющие собой маленькие музеи тех предметов быта, которые ценились и которыми украшали интерьер своих домов горцы Нагорного Дагестана. Деревянные диваны и учалтаны, дагестанские ковры и балхарские дорожки на стенах и, конечно, любимые подвешенные под балку керамические кувшины были непременными атрибутами этих комнат. Особой выразительностью и красотой отличаются праздничные костюмы балхарских женщин и балхарский танец.
Многочисленные авторы – и дагестанские, и приезжавшие в нашу республику – стремились запечатлеть прекрасных балхарских мастериц и облик этого древнего селения. К образам балхарок обращаются многие художники, начиная с М. Джемала. Это Р. Мазель, В. Горьков, О. Омаров, Г. Конопацкая, К. Власова, О. Гусейнов, О. Пирбудагов, А. Хаджаев и др. Надо отметить, что интерес к культуре Балхара продолжает не ослабевать и в наши дни. Студенты и преподаватели Дагестанского художественного училища и художественно-графического факультета ДГПУ с удовольствием пишут современный Балхар и его жителей.
Некоторые авторы посвящали этому селению целые циклы произведений. Народный художник РСФСР И. Сорокин и народный художник РФ В. Цигаль в 1959-1962 годах неоднократно посещали Дагестан, где ими была создана большая серия живописных и графических работ, выполненных в разных аулах республики, но прежде всего в Кубачах и Балхаре. За серию произведений «В Дагестане» В. Цигаль был удостоен серебряной медали Академии художеств России, в 1963 году в Москве была издана книга его воспоминаний о поездке «В Дагестане» с великолепными иллюстрациями. Также ряд графических работ был выполнен с натуры в середине 1960-х годов Ю. Николаевым. Эти работы поступили в ДМИИ им. П.С. Гамзатовой в 2017 году и будут впервые демонстрироваться на этой выставке.
Цикл работ посвятил Балхару известный российский художник Юрий Кириченко, в 1975-1981 годах также неоднократно приезжавший в Дагестан. Его, помимо мастериц, привлекли и мужские образы жителей селения. Неоднократно, начиная с конца 1970-х и до середины 1990-х годов, работая в разных стилях, от реалистического до абстрактных композиций, обращался к Балхару народный художник России М. Шабанов. Балхарские изделия как неотъемлемая часть материальной культуры Дагестана присутствуют на многих дагестанских и российских натюрмортах.
Интересные произведения посвятили Балхару и скульпторы – заслуженный деятель искусств РСФСР Т. Мусаханова, член СХ России Ф. Махмудов, заслуженный деятель искусств РД Ш. Бюрниев и другие.
Интересные творческие процессы происходят в Балхаре и сегодня. Прежде всего стоит отметить, что Балхар – единственный из дагестанских керамических промыслов, который продолжает свою работу и в наше время. Практически во всех дагестанских сувенирных магазинах обязательно представлены балхарские изделия. Но балхарцы освоили и новую профессию – ювелирное искусство. Среди балхарских мастеров, занимающихся изготовлением пользующихся популярностью украшений, выделяется имя талантливого художника-ювелира Магомедгаджи Магомедгаджиева, автора многих уникальных ювелирных изделий, плодотворно работающего в технике филиграни.
Мы назвали выставку «Аул Балхар», подразумевая Балхар не только как географическое название, но и как уникальное явление – центр народного искусства, древнейший аул, привлекающий и сейчас внимание людей, интересующихся народной культурой.
Мастерицы древнего аула, безусловно, имели талант и умели создавать из куска обычной глины прекрасные изделия, воплотив в них свое представление о прекрасном, вложив частицу себя, чтобы спустя полтора столетия мы любовались ими. А любители творчества, причастные к искусству, тонко почувствовали эту творческую составляющую жительниц Балхара. Не случайно В. Цигаль писал о балхарских мастерицах: «Они настоящие художники».
Представленная в канун Международного дня музеев выставка «Аул Балхар» – наша попытка приблизиться к прекрасному явлению народного искусства, поделиться чувствами восхищения и удивления, которыми проникнуты произведения художников о Балхаре.