Белое солнце пустыни – это Сарыкум
В этом году исполняется 55 лет с тех пор, как был снят фильм «Белое солнце пустыни». Картина стала невероятно популярной. Как потом признавался режиссер Владимир Мотыль: «Такого успеха, если честно, я не ожидал. Лично для меня это стало приятным сюрпризом».
Основные сцены съемок проходили на бархане Сарыкум. Фильм вышел на экраны в 1969 году. А как всё начиналось?
Мосфильм задумал снять интересную приключенческую ленту, чтобы было не хуже, чем «Неуловимые мстители». К написанию сценария пригласили кинодраматургов Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова.
Появилась идея создать ленту о борьбе Советской власти с басмачеством.
Ежов и Ибрагимбеков нашли ветерана, воевавшего с басмачами в 1920-х.
Этот ветеран и рассказывал, что бывали случаи, когда некоторые ханы бросали свои гаремы на произвол судьбы. И когда написали сценарий, то вначале он так и назывался: «Спасите гарем».
Как известно, с басмачами воевали в Средней Азии, и поэтому решено было ехать на съемки туда. Но азербайджанец Ибрагимбеков, часто бывавший в Дагестане, вдруг сказал:
– Зачем ехать туда, ведь в Дагестане тоже есть пустыня.
– Какая там может быть пустыня? – не поверил режиссер.
– Честное слово, есть, – повторил Ибрагимбеков. – Называется Сарыкум. Находится недалеко от Махачкалы. И живности всякой там много.
– Если так, то отлично, – кивнул Мотыль. – Ведь время поджимает.
***
Так вышло, что не могли долго найти красивую девушку на роль Гюльчатай. Когда узнавали, что съемки будут проходить в пустыне, то не все соглашались. И вот в один из дней помощник режиссера Николай Конюшев увидел юное прекрасное создание у Ленинградского балетного училища имени Вагановой. Девушка ему очень понравилась.
Он подошел к ней и спросил, как ее зовут.
Та недоверчиво посмотрела на Конюшева:
– А вам-то что?
– Понимаете, мне обязательно надо знать, – ответил уверенно Конюшев.
– Ну, допустим, Татьяна Федотова.
Он решительно сказал:
– Пойдемте со мной!
– Куда? – испугалась красавица.
Оказывается, она прогуливала в этот день урок и подумала, что ее хотят отвести к директору.
Ассистент режиссера рассмеялся:
– Нет. Хотим вас снимать в кино. Пойдемте на пробы.
Федотова успешно прошла пробы. И когда с руководством училища стали вести переговоры, чтобы отпустили девушку на съемки, то директор удивлялся: «Почему именно ее? У нас ведь много красивых девочек».
Ему объяснили:
– Федотова успешно прошла пробы, поэтому смотреть других нет необходимости.
Будущая Гюльчатай узнала, что кино будут снимать в пустыне, только в самый последний момент.
***
Основные съемки проходили летом 1968 года. Не сразу получилось выстроить декорации – сильные ветра просто сваливали их. Когда наконец декорации хорошо укрепили и началась работа над фильмом, то возникли новые проблемы.
Дело в том, что температура воздуха была почти 35 градусов жары и «жены» басмача Абдуллы падали в обморок. Актер Николай Годовиков, который играл красноармейца Петруху, удивленно восклицал:
– Это не Сарыкум, а настоящая Сахара!
Сам он тоже изнемогал от жары и в конце концов заболел дизентерией. Пришлось его срочно везти в Махачкалу и госпитализировать. Как раз накануне должны были снимать сцену разговора Петрухи с Гюльчатай. А у актера поднялась высокая температура, и он едва стоял на ногах.
Владимир Мотыль попросил Годовикова потерпеть и отработать номер. Всё прошло хорошо. Но когда материал уже был отснят, Николай потерял сознание, съемки были остановлены. Актеру пришлось лечиться целый месяц.
Годовиков вспоминал:
«Уход за мной был такой шикарный, что мне даже не хотелось потом выписываться из больницы. Но когда прошел месяц, то Мотыль слезно стал просить меня вернуться в строй. И я был вынужден согласиться. Я родился в Ленинграде, жару всегда переносил плохо. Уходя из больницы, сказал врачам, что возможно еще вернусь. Это прозвучало так смешно, что все мы долго смеялись».
***
В съемках картины принимали участие и местные жители. Один из них по имени Али, пользовавшийся большим авторитетом среди друзей, сказал режиссеру:
– Если можно, я тоже со своими друзьями хочу участвовать в съемках. Жару не боюсь, как другие в обморок падать не буду.
Мотыль согласился:
– Мне нужны люди в массовку. На лошади можете держаться?
– Конечно! Я же сын табунщика.
– Это прекрасно, – обрадовался режиссер. – И вот еще что. Мне как раз не хватает лошадей. Нельзя ли помочь с этим делом?
Али согласился, но предупредил:
– С одним условием, что я и мои друзья обязательно примем участие в съемках. Хоть в маленьком эпизоде.
– Договорились.
Через неделю он и еще несколько человек прибыли верхом на лошадях. Дагестанец принял участие в двух эпизодах, его легко узнать. Именно он в красной рубашке и с маузером в руке громко произносит известную фразу, ставшую впоследствии крылатой:
«Абдула! Таможня дает добро!»
Что интересно, автором цитаты является сам Али. Этого не было в сценарии.
После съемок Мотыль скажет ему:
– Какой же ты молодец. Очень хорошая цитата. Мне она понравилась.
Тот в ответ лишь скромно улыбнулся.
А еще это выражение, оказывается, понравилось самому Леониду Ильичу Брежневу.
А Рустам Ибрагимбеков недоумевал: «Разве этой фразы не было в сценарии? Странно».
***
В 1979 году, когда сценаристам Ежову и Ибрагимбекову вручали премии Ленинского комсомола за «Белое солнце пустыни», то один партийный функционер спросил у них:
– Так выражение про таможню – это ваша задумка или нет?
Ибрагимбеков тяжело вздохнул:
– Нет, не наша.
Чиновник усмехнулся:
– Тогда не забудьте часть премии отдать и тому персонажу, кто его придумал.
Кинодраматурги нехотя кивнули.
Но история умалчивает о том, дали что-то легендарному Али или нет.
К тому же выяснилось, что и другая знаменитая фраза «Я мзду не беру, мне за державу обидно» тоже не принадлежит драматургам. Это выражение – исключительно импровизация актера Павла Луспекаева, игравшего таможенника Верещагина.
Вот так дагестанский бархан Сарыкум, который называют еще маленькой пустыней, стал немым свидетелем того, как зародился теперь уже известный на весь мир киношедевр.