Бежта в орнаментах

Добраться из Махачкалы до селения Бежта сродни настоящему подвигу: почти шесть часов пути по серпантинам, мимо отвесных скал и альпийских лугов. Но что, если горные тропы покажутся вам слишком сложными? Национальный музей Дагестана дарит возможность прикоснуться к миру бежтинцев, не покидая столицы. Выставка «Бежтинские рассказы» в культурно-выставочном центре музея – это диалог эпох: старинные артефакты, фотографии, запечатлевшие будни и праздники горцев, и объекты, раскрывающие душу одного из самобытных народов Дагестана.
Бежта – это больше чем точка на карте. Это, можно сказать, заповедник уникальных традиций, суровая красота горных пейзажей и сообщество людей, чьё гостеприимство и многовековой уклад жизни могут восхитить даже искушенных путешественников.
50 оттенков гьакIаь
Сердце экспозиции – гьакIаь. Это история вязаных сапожек, ставших визитной карточкой народа. Яркие, усыпанные орнаментами изделия не просто обувь, они – символ единства, воплощение коллективного труда, связующая нить с соседями из Грузии через торговые пути. Проект раскрывает многовековые традиции вязаного мастерства, представляя уникальную коллекцию из более чем 50 изящных работ. Здесь гармонично соседствуют мужские, женские и детские модели – уютные зимние сапожки, ажурные летние джурабы, праздничные узорчатые носки и лаконичные повседневные варианты. Каждый экспонат, словно страница истории, рассказывает о разнообразии культурных кодов и непростом, но пропитанном особой магией handmade-искусстве, хранящем тепло рук мастера.
Большое внимание уделено «душе ремесла» – в специальных витринах замерли инструменты, превращающие нить в произведение. Грубоватые чесалки для шерсти соседствуют с изящными веретенами в резной коробочке-веретенице.
Сегодня сапожки гьакIаь не востребованы, а потому и ремесло теряет свою актуальность. Но благо есть те, кто старается сохранить уникальную технику вязания для молодого поколения. На выставке представлены образцы современной вязки, созданные учащимися школы искусств Бежты под наставничеством Патимат Абакаровой.
А что еще?
Особое очарование экспозиции придают элементы традиционного костюма бежтинских женщин. Наряды дополнялись яркими сумочками-шедеврами, расшитыми бисером, цветными нитями и канвой. Эти аксессуары, сочетающие функциональность и эстетику, служили хранилищем для вязальных принадлежностей, позволяя мастерицам творить в любую свободную минуту. Сумочки создавали не только для себя, но и в качестве символичных подарков для будущих невесток, варьируясь от миниатюрных до вместительных.
Изысканность орнаментов продолжается в деталях уникальной бежтинской люльки – продолговатой плетеной корзины, украшенной сложной вышивкой. Младенца, уложенного на разноцветную войлочную подложку и крошечную узорчатую подушку, укутывали в покрывало, превращенное в произведение искусства благодаря насыщенным краскам и виртуозной технике. Люльку носили за спиной или на груди, используя прочные ленты, сплетенные в технике традиционного паласа.
Завершают экспозицию войлочные ковры «къиизы», наполненные теплом ручной валяной шерсти, и ворсовые ковры с геометрическими мотивами, окрашенные природными пигментами. Каждый узор, каждый стежок – это диалог с наследием предков, воплощенный в материи, дереве и нитях, чтобы рассказать миру о красоте и мудрости бежтинского народа.
Пока женщины села вязали, ткали и вышивали, мужчины работали с деревом. Искусно созданные изящные сосуды с замысловатой резьбой, мерные емкости, посевные приспособления, подносы, фрагменты ажурных балконных украшений и монументальные резные решетки, выточенные из цельных стволов, стали отличным дополнением выставки.
Из глубины веков
Особое место в коллекции занимает уникальная бежтинская кладовая – собрание артефактов из легендарного «бежтинского могильника». Среди сокровищ, некогда погребенных под толщей веков, выделяются изящные металлические пряжки, отполированные до блеска зеркала, загадочные бляхи и миниатюрные культовые фигурки, хранящие тайны древних ритуалов. Интерес представляют фрагменты женских украшений: браслеты, гривны, а также клинки ножей и мечей, напоминающие о воинском прошлом этих земель. Этот археологический памятник, относящийся к периоду VIII–X веков, был обнаружен в 1930-х годах неподалёку от села Бежта, открыв миру яркую страницу истории Кавказа эпохи раннего Средневековья. Каждая находка словно оживляет эпоху, где переплелись повседневность, духовные традиции и ремесленное мастерство древних обитателей горных долин.
Рассказ о Бежте куратор проекта Джамиля Дагирова умело продолжила, подобрав изысканное визуальное сопровождение. Художественной основой повествования становятся редкие графические работы знаменитого архитектора Г. Я. Мовчана, хранящиеся в фондах Музея архитектуры им. А. В. Щусева. Их дополняют этнографические эскизы и пейзажи мастеров кисти разных эпох – от классиков (Теодор Горшельт и Евгений Лансере) до современных авторов (Патимат Гусейнова и Магомед Рамазанов). Эти произведения, предоставленные Национальным музеем РД им. А. Тахо-Годи и Дагестанским музеем изобразительных искусств имени П. Гамзатовой, придают выставке особое очарование. Отдельный штрих в палитру визуализации вносят фотографии прославленного фотокорреспондента Марины Львовой, чей объектив запечатлел самобытность края.
Отправная точка – «Музейные маршруты»
Яркий и самобытный проект стал возможным благодаря цепочке вдохновляющих случайностей. Летом прошлого года в Махачкале прошел масштабный всероссийский форум «Музейные маршруты России», куда съехались ведущие специалисты музейного дела. Среди слушателей была и Патимат Назарикова из Бежтинского историко-краеведческого музея-филиала.
– Послушав выступления экспертов, я увидела, как можно по-новому презентовать экспонаты и проекты, это зажгло во мне идею рассказать о нашем музее и крае, – делится Патимат, сокуратор выставки. – Экспонаты мы собирали по крупицам, общаясь со старожилами своего и близлежащих сел. Сегодня у нас обширная коллекция, и я мечтала, чтобы о ней узнали. Когда предложила идею Джамиле Арслангереевне, то она поддержала ее с радостью. И вот мы в столице: наш проект могут увидеть не только земляки, но и гости со всей республики! Это замечательно.
Название выставки – «Бежтинские рассказы» – родилось неслучайно. Как поясняет куратор проекта, руководитель Культурно-выставочного центра Национального музея РД Джамиля Дагирова, каждый экспонат здесь становится отдельной историей, раскрывающей уникальность культуры бежтинцев.
– У нашего музея много филиалов в Дагестане, и я давно мечтаю создать проекты, которые представят их необычные коллекции, – говорит Джамиля. – Бежтинский филиал сделал первый шаг. Да, путь от идеи до воплощения потребовал немало времени и труда, но результат того стоил. Такие проекты – мост между прошлым и будущим. Они напоминают нам, кто мы есть, сохраняют нашу идентичность.
Выставка «Бежтинские рассказы» – не просто собрание артефактов, а живой диалог с посетителями. Она дарит гостям возможность прикоснуться к традициям самобытного народа, а бежтинцам – гордиться своим наследием. Этот проект стал отправной точкой для будущих инициатив, которые, как вехи, будут отмечать путь к сохранению и популяризации богатства дагестанской земли. Ведь именно в таких историях, сплетенных из прошлого и настоящего, рождается завтрашний день культуры.
Статьи из «Народные промыслы»
С «алмасовским» звучанием

Чухта исполняет просьбу
