Больше, чем поэт
В эти дни по всей стране проходят мероприятия по случаю 90-летия со дня рождения Евгения Евтушенко – замечательного советского, российского поэта, имя которого стало символом 1960-х – своего рода золотого века советской поэзии.
– Мы не могли пройти мимо такой даты, тем более что у нас в Махачкале есть люди, которые были лично знакомы с Евгением Александровичем, – говорит Елена Гарунова, директор Театра поэзии, в стенах которого прошел вечер памяти поэта.
Один из них – художественный руководитель театра, народный поэт Дагестана Магомед Ахмедов – провел посетителей литературной гостиной по судьбе Евтушенко, в которой сплелись все этапы поэзии ХХ века, его поэтической тетради, погрузив в ту уже далекую эпоху бурной литературной жизни.
Магомед Ахмедов, называя Евтушенко «лучшим советским поэтом», подчеркнул, что во все времена он был очень необходимым и для молодежи, и для старшего поколения, и для страны в целом. Именно Евтушенко вывел формулу, которая живет до сих пор: «Поэт в России – больше, чем поэт».
На взгляд Магомеда Ахмедовича, Евтушенко был прежде всего замечательным лириком, но он его всё время в себе убивал сиюминутными откликами на те или иные политические события, идеологическими наскоками на тех, с кем был несогласен. Но в то время, чтобы стать глашатаем народа, наверное, нельзя было иначе.
– Поколение поэтов-шестидесятников – Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Окуджава, Ахмадулина – затмило другие имена, даже более талантливые, потому что они были своего рода собеседниками людей. Они быстро реагировали на события, в них было больше публицистичности, открытости, – считает Магомед Ахмедов.
Огромная толпа в 25–30 тысяч человек собиралась в Лужниках, чтобы послушать Евтушенко, который более двух часов читал наизусть свои стихи. Сейчас мало таких людей, которые могут так держать аудиторию.
Оглушительный успех и всенародную любовь поэты-шестидесятники заслужили тем, считает он, что во все времена оставались неизменно верными поэзии и, будучи людьми с разными политическими убеждениями, разным отношением к жизни, поэзий дорожили больше всего на этой земле.
Конечно, в тот вечер со сцены Театра поэзии звучали стихи: «Людей неинтересных нет», «Колокольчик», «Нас в набитых трамваях болтает», «Женщина всегда чуть-чуть как море», «Зависть» читали актеры театра.
Особое звучание поэзия Евтушенко обрела в исполнении Магомеда Ахмедова, который выбрал для слушателей свое любимое из творчества поэта. Жизненный манифест Евгения Александровича – «Мне мало всех щедростей мира». Трудно представить, что свои программные, абсолютно зрелые стихи он писал 19–20-летним молодым человеком.
Евтушенко был разный, но каким он был, лучше его самого никто не сказал – так предварил Ахмедов стихотворение «Я разный».
Восхитительна его любовная лирика.
«Со мною вот что происходит», «Любимая, спи!» – эти произведения нельзя было не прочесть, ведя разговор о Евтушенко. Прозвучали и глубокие, наполненные сложными чувствами и трудными мыслями о жизни и смерти стихи «Идут белые снеги», «Зашумит ли клеверное поле».
Как сказала Салихат Гамзатова, директор Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, после таких стихов трудно переключиться на другое настроение. Но она все-таки решила прочитать со сцены стихотворение Евтушенко «Четыре чулочницы», посвященное А. Твардовскому, подкупившее ее своей человечностью и особой интонацией. Вообще, заметила Салихат Гамзатова, та эпоха, эпоха 1960–1970-х, дала великих поэтов, которые грани человеческой жизни такие открывали, таким владели прекрасным слогом и чистым сердцем. И это литература советского государства, это литература великих людей.
Шейит-Ханум Алишева, народный поэт Дагестана, вспоминала: «Меня попросили сделать перевод Евтушенко для альманаха «Дружба», это было в 1970-х годах. Я выбрала несколько стихотворений, чтобы донести до кумыков настоящего Евтушенко, его голос, его почерк». 30 лет Шейит-Ханум не поднимала свои переводы, и вот в Театре поэзии в ее исполнении на кумыкском языке прозвучало стихотворение Евтушенко «Уходят матери».
О своём Евтушенко говорили и почитатели его творчества, постоянные зрители Театра поэзии. Таких друзей у театра много, ведь самое лучшее лекарство для души – это поэзия.
Как сказал Магомед Ахмедов, человеку в русской литературе тяжело что-то сделать, чтобы твоё имя звучало. Русская поэзия великая, она не прощает предательства, себялюбия. Только откровенность, только чистота. И эти черты присущи и Пушкину, и Лермонтову, и Блоку, и Некрасову. Если кто-то сумел пройти через это поле величия русской поэзии, то он останется. Евтушенко, хоть и раненый, уставший, спотыкавшийся, но живой и настоящий, прошел этот путь.
Магомед Ахмедович высказал мысль, которая задевает, несомненно, душу каждого думающего, читающего, размышляющего человека. «Сегодня впервые за всю долгую историю русской литературы мы в России остались без национального поэта, нашего современника, имя которого знала бы вся страна». И с этим, к сожалению, трудно поспорить.
Этот разговор о Евтушенко, одном из самых значимых советских, российских поэтов ХХ века, заставил нас ещё раз подумать о себе, о стране, о любви. О том, без чего человек не может жить.