Большой мир маленького Дагестана
Выставочное пространство Пятигорского краеведческого музея украсили уникальные образцы кайтагской вышивки, старинные медные изделия, живописные и графические работы из коллекции Национального музея РД им. А. Тахо-Годи, выполненные по итогам художественно-этнографических экспедиций в 20–30-е гг. XX столетия. В них отражены культура и быт Дагестана с его национальными особенностями.
Выставка открылась в рамках нацпроекта «Культура». Открывая ее, директор Пятигорского музея Юлия Золотарева поблагодарила руководство Нацмузея за возможность прикоснуться и проникнуться творчеством мастеров и художников республики, которые в своих работах отобразили всю любовь к самобытному краю, его красоте и народу.
Куратор проекта, заведующая сектором учёта Аида Курбанова отметила, что данная выставка – лишь частичка большого многонационального Дагестана, которая дополнит постоянную экспозицию Пятигорского музея, посвященную в том числе Дагестану, и позволит узнать больше о республике.
Курбанова провела для гостей экскурсию, рассказала о культуре народов Страны гор, предметах домашней утвари, которые сегодня являются музейными экспонатами.
Произведения подобраны по жанровому принципу: архитектурные виды и изображения сел, интерьер, бытовой и портретный жанр. На выставке представлены работы Е. Е. Лансере, М. А. Джемала. Серия этнографических зарисовок и пейзажей принадлежит В. С. Шлепневу, изображавшему реалии нашего края.
Большое количество рисунков, набросков, созданных в многочисленных путешествиях по республике, принадлежит Н. А. Лакову. Он создает разнообразные тематические серии, ставшие классикой дагестанского искусства. В 60–70-е годы прошлого века в Дагестане появилась целая плеяда новых художников, окончивших центральные художественные вузы страны. Этот период отличает стремление передать настроение в живописи, поиск личностных струн души человека, что и находит отражение в работах М. М. Шабанова, А. З. Хаджаева, З. Р. Рабаданова и других.
Постоянное обращение к фольклору, глубокое проникновение в характер образов выработали у художников умение синтезировать в полотне различные технические и изобразительные приемы.
Каждый из авторов изобразил Дагестан, прочувствовав его сквозь призму субъективного восприятия. И всё же связующей нитью представленных на выставке произведений является то, с какой теплой интонацией говорят художники о крае, подарившем миру немало достойных и талантливых людей, о народной мудрости, которую отражают глаза простых горцев, о Дагестане – уникальном и неиссякаемом источнике самобытной культуры.